Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

82 духовенству прежде допущенія такихъ пришельцевъ къ свя- щеннодѣйствію осматривать у нихъ ставленныя и отпускныя грамоты и требовать, чтобы каждый изъ нихъ нашелъ себѣ отца духовнаго, который, нсновѣдавъ его, поручился бы за него передъ псковскими духовенствомъ; кто не представить ни грамоты, ни поруки, того принимать запрещалось. Владыка не довѣряетъ этимъ ставленниками изъ Литвы и однакожъ не возбраняетъ ихъ появленія на будущее время. Есть слѣды соприкосновенія си латинствомъ болѣе глубокіе. і же въ проис- хожденіи стригольничьихъ мнѣній подозрѣваютъ вліянія, на- вѣянныя си католическаго Запада. Еще неожиданнѣе то, что въ церковной практикѣ нсковскаго духовенства указываются черты, заимствованныя съ той же стороны. Фотій со смуще- ніемъ и прискорбіемъ пишетъ, что тамошніе священники при крещеніи обливаютъ младенцевъ водой по латинскому обычаю и въ мѵропомазаніи употребляютъ латинское, а не цареград- ское мтро. Небрежность мѣстнаго духовенства и безпорядоч- ность церковныхъ отношеній облегчали подобный незамѣтныя вторженія латинства въ псковскую православную жизнь: на первую указываетъ въ такомъ смыслѣ сами Фотій; вторая от- крывается изъ совокупности явленій церковной жизни въ то время. Боролись не одними мечемъ: съ половины XV в. вооружен- ная борьба не разъ смѣнялась богословскими преніеиъ. Неис- тощимой и возбуждающей приправой этой полемики стала фло- рентійская церковная унія. Два противоположныя чувства, свя- занныя съ соборомъ во Флоренціи, производили особенно раздражающее дѣйствіе на русскихъ богословскихъ борцовъ. Видя твердость, съ какою великій князь носковскій отверг- нулъ всякое соглашеніе съ Римомъ во имя древняго благоче- стія, и сравнивая съ ней малодушную уступчивость, съ ка- кою царь и патріархъ Константинополя жертвовали чистотой право славія на богопротивномъ осьмомъ соборѣ, русское серд- це XY в. наполнялось непривычными безпредѣльнымъ востор- гомъ. „Какъ богонасажденный рай мысленнаго Востока, пра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1