Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

судилища ихъ всѣхъ въ числѣ 72 человѣкъ побросали подъ лѳдъ въ Омовжу, тамъ, гдѣ за два дня передъ тѣмъ Исидоръ совершалъ водоосвященіе. Болѣе мирный исходъ имѣло преніе, бывшее нѣсколько лѣтъ спустя въ Псковѣ (около 1491 г.). Латинскіе монахи, „сѣрые чернцы" изъ Юрьева прислали къ псковскому дьяку Филиппу Петрову грамоту объ осьмомъ соборѣ, которую онъ явилъ псковскому намѣстнику и посадникамъ. Иотомъ сѣрые чер- нецы сами явились въ Псковъ и начали толковать о вѣрѣ, были у священниковъ, но идти въ Новгородъ къ владыкѣ от- казались. Псковскіе священники много потязали ихъ отъ Пи- санія; при этомъ спорѣ присутствовалъ и дьякъ Филипиъ, описавшій его въ отпискѣ къ архіепископу Геннадію. — „Папа нашъ, говорили католики, съ вашими архіереями соединили вѣру на осьмомъ соборѣ; и мы и вы христіане и вѣруемъ въ Сына Божія“. •Но говорить древнерусскимъ людямъ о примирении съ ка- толицизмомъ безъ уничтоженія обрядовъ послѣдняго, считав- шихся на Руси самыми ненавистными его особенностями, безъ уничтоженія поста въ субботу и служенія на опрѣснокахъ, значило предполагать въ православной Руси способность при- мириться съ богопротивнымъ жидовствомъ, т. е. въ глаза смѣяться надъ нею. — Не у всѣхъ вѣра права, отвѣчали псковскіе священники. Если вы вѣруете въ Сына Божія, то зачѣмъ послѣдуете бого- убійцамъ жидамъ, поститесь въ субботу и слуясите на опрѣс- нокахъ и этимъ богопротивно жидовствуете? Меньше тревоясили, по крайней мѣрѣ рѣясе затрогивались въ русской полемической литературѣ того времени чисто дог- матическія особенности католицизма. Одна изъ нихъ была за- дѣта въ описываемомъ спорѣ. — Еще вы говорите, продолжали псковскіе священники: „и въ Духа Святаро животворящаго, отъ Отца и Сына исходя- щаго“, и этимъ беззаконно два духа вводите, въ два начала сходите, въ пропасть духоборца Македонія ниспадаете. Много

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1