Ключевский В.О. Очерки и речи

— 93 — Всякій, кто изучалъ исторію нашего граждански™ по- рядка, знакомь съ чувствомъ того высокаго нравственнаго удовлетворенія, какое испытываешь, наблюдая, какъ Церковь дѣлала смерть строительницей человѣколюбнваго людского общежитія и нотаріальную контору превращала въ притворъ храма Божія. Въ то время, какъ русскій народъ праздновалъ память своего просвѣтителя кн. Владиміра, и у насъ, скуд- ныхъ числомъ и екромныхъ изслѣдователей русской граждан- ской старины, былъ свой молчаливый товарнщескій празд- никъ: мы вспоминали перваго виновника этихъ свѣтлыхъ минуть, какія выпадаютъ на нашу долю, когда мы, всматри- ваясь въ старинные памятники нашихъ гражданскихъ учре- жденій, замѣчаемъ на нихъ иногда неожиданно и всегда съ отрадой слѣдъ благотворнаго вліянія церкви, въ строѣ мате- ріальныхъ отношеній чувствуемъ присутствіе нравственна™ начала. Это начало принесъ онъ, князь Владиміръ, какъ онъ же завелъ и первую аудиторію на Руси, когда велѣлъ отбирать у знатныхъ людей „молодыя дѣти“ и отдавать ихъ „на ученіѳ книжное*'. Эти „молодыя дѣти“, отданный учиться грамотѣ, были ваши, господа студенты, предшественники, первые студенты духовно-учебныхъ заведеній и первые уче- ные въ русской землѣ, ибо лѣтопись прямо замѣчаетъ о нихъ: „и навыкаху скоро по Божію строю, и бысть отъ сихъ мно- жество мудрыхъ философовъ" *). Эти мудрые философы стали потомъ русскими пастырями и наставниками русскаго юно- шества, какими со временѳмъ станете и вы. Одинъ изъ упомянутыхъ екромныхъ изслѣдователен про- сить теперь вашего благосклоннаго вниманія. Онъ не ду- маетъ изложить иередъ вами ученое изслѣдованіе о много- образной дѣятельности русской Церкви: эту дѣятельность здѣсь, въ этомъ высшемъ богословскомъ учебпомъ заведеніи, знаютъ несравненно лучше, чѣмъ знаетъ онъ. Нѣтъ, онъ просить нозволенія только передать нѣсколысо впечатлѣній, : ) Никон, лѣт. I, 94.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1