Ключевский В.О. Очерки и речи

— 94 — ничего больше, кромѣ впечатлѣній, вынесенныхъ имъ изъ изученія нашего древняго гражданскаго порядка, напомнить, чѣмъ этотъ норядокъ обязанъ Церкви, какими путями про- никало въ него и куда направляло его принесенное ею нрав- ственное начало. Это воспоминаніе будетъ нашей поздней академической данью первому христианскому государю Рус- ской земли, память котораго мы праздновали въ нынѣшнемъ году. Историку гражданскаго порядка въ Россіи часто прихо- дится обращаться къ историку церковному за совѣтомъ и указаніями. Къ этому вынуждаетъ перваго своеобразное положеніе Церкви въ русскомъ государствѣ въ первые вѣка христианской жизни Руси. Тогда Церковь русская вѣдала многое, что потомъ вошло въ непосредственное вѣдомство государства. Церковь и тогда не вмѣшиваласъ въ дѣла госу- дарства; но само государство вовлекало ее въ свои дѣла, еще не умѣя справиться со многими изъ нихъ. Церковная іерархія и въ Византіи не была замкнута въ кругу дѣлъ чисто-духовныхъ: сверхъ участія въ управленіи и судѣ, она помогала государству въ устройствѣ благотворительности, въ защитѣ слабыхъ и угнетаемыхъ, въ поддержаніи обще- ственнаго благочинія и семейнаго благонравія. Духовенство принесло въ Россію первыя понятія о такихъ учрежденіяхъ и отношеніяхъ; ни правительство, ни общество въ ново-про- свѣщенной странѣ не умѣло взяться за нихъ; но, судя по лѣтописному разсказу о благотворительной дѣятельностн князя Владиміра, можно думать, что, по крайней мѣрѣ, пра- вительство очень скоро поняло ихъ важность для обществен- наго порядка. Основанія и правила для устройства такихъ дѣлъ и отиошеній духовенство указывало въ принесенныхъ имъ уставахъ, которые въ глазахъ всѣхъ русскихъ христіанъ имѣли непреложную каноническую силу или нравственную обязательность. Мѣстному законодательству предстояло только примѣнять эти основания и правила къ уровню развитія и къ потребностямъ мѣстнаго общества. Эту работу съ необхо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1