Ключевский В.О. Очерки и речи

— 97 — канонъ, который въ IX в. былъ дополненъ патріархомъ Фо- тіемъ и получилъ названіѳ Ф о т і е в а. Еще въ ХУІ в. на- шимъ книжникамъ были извѣстяы списки этого Номоканона, писанные одинъ при вел. кн. Изяславѣ Ярославичѣ во вто- рой половинѣ XI вѣка, а другой еще раньше, при самомъ Ярославѣ и новгородскомъ епископѣ Іоакимѣ, по всей вѣро- ятности, въ Новгородѣ, когда тамъ сидѣлъ Ярославъ намѣст- никомъ своего отца, значить — не болѣе 30 лѣтъ спустя послѣ крещенія св. Владиміра. Профессоръ Павловъ допускаетъ далее ие лишенную вѣроятности догадку, что содержавшійся въ этомъ спискѣ Номоканонъ и переведенъ былъ по волѣ того лее Ярослава, ревнителя церковныхъ уставовъ, который далъ монастырямъ и святителямъ „оправданія судомъ съгре- ческаго Номоканона 11 . Молсетъ быть, потому и Номоканону этого состава въ древней Руси усвояли иногда названіѳ Яро- славова. Названному ученому удалось найти въ москов- ской синодальной библіотекѣ списокъ Кормчей XII — XIII вѣка того же состава, еще безъ Фотіевыхъ дополненій, и въ томъ самомъ переводѣ, какой наши книжники XYI в. встрѣчали въ русскихъ спискахъ Номоканона XI вѣка *). Такъ намъ открывается возмолсность подойти къ основному церковно- юридическому источнику, изъ котораго преимущественно черпали пригодный матеріалъ первые устроители русскаго порядка церковнаго и тѣхъ частей гражданскаго, устроеніе которыхъ было возлолсено на церковную іерархію. Въ составѣ этой Кормчей для насъ всего валснѣе то, что среди дополнительныхъ статей къ своду церковныхъ правилъ помѣщалисъ цѣликомъ или въ отрывкахъ два византійсісіе кодекса: Эклога, т. е. Выборка законовъ, сдѣланная въ У ТТТ в. при императорѣ - иконоборцѣ Львѣ Исаврянинѣ, и Прохиронъ Василія Македонянина, православнаго импе- ратора IX вѣка; а по болгарской редакціи Номоканона па- тріарха Іоанна Схоластика Русь познакомилась съ болгар- *) А. Павлова, Первоначальный славяно-русскій Номоканонъ. Казань. 1869. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1