Ключевский В.О. Очерки и речи

— 98 — ской компиляціѳй, составленной по различнымъ источникам!» византійскаго права, преимущественно по той лее ЭклогЬ, и носящей названіе Закона суднаго людемъ или С у- дебника царя Константина. Эти три пришлые памят- ника и принимали наиболѣе замѣтное участіе въ переработкѣ тѵземнаго русскаго права и гражданскаго порядка, къ кото- рой приступила церковная іерархія по порученію государства. Эклога и ІІрохирон ъ — типическіе образчики визан- тійской кодификаціи, воспитанной на образцовыхъ произве- деніяхъ римскихъ юристовъ Гая, Ульпіана и друг. Не ду- майте, что это — кодексы или своды законовъ въ современномъ значеніи этихъ терминовъ. Это — скорѣе произведенія законо- вѣдѣнія, чѣмъ произведенія законодательства, болѣе юридн- ческіе учебники, чѣмъ уложенія. Они разсчитаны не столько на судебную камеру, сколько на юридическую аудиторію. Я не знаю, удобно ли было по нимъ производить судъ; но несомнѣнно, по нимъ очень легко преподавать право. Самое заглавіе одного изъ нихъ 'О ігр6/_еірос ѵор-ос буквально зна- чить ручной закон ъ, руководство, приспособленное къ легчайшему познанію законовъ. Читая тотъ или другой титулъ этихъ кодексовъ, разбитый на извѣстное количество главъ или параграфовъ, чувствуешь, какъ будто читаешь кон- спекта лекціи изъ курса гражданскаго правовѣдѣнія. Съ такимъ характеромъ обоихъ кодексовъ тѣсно связанъ и самый планъ, по которому они построены. Это, собственно, своды гражданскаго права; одинокіе титулы, излагающіе постано- вленія права уголовнаго, являются въ нихъ механическими приставками. Титулы гражданскаго права расположены въ кодексахъ въ порядкѣ житейской послѣдовательности юри- дическихъ отношеній: это, если молено такъ выразиться, юридическая біографія человѣка, какъ гражданина, носителя гражданскаго права. Наше юридическое бытіе начинается раньше физическаго: оно начинается первымъ узломъ того союза, который произвели каяедаго изъ насъ, т. е. брачнымъ сговоромъ родителей. Такой планъ особенно явственно вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1