Ключевский В.О. Очерки и речи

— 99 — •ступаетъ въ порядкѣ титуловъ Прохирона; онъ прямо и обозначеяъ въ этомъ кодексѣ, вступленіе къ которому окан- чивается словами: „настоящая книга начинается съ того, чѣмъ и естество наше пріемлетъ свое начало ‘ *). Начавъ титулами о брачномъ сговорѣ, о заключеніи и расторженіи брака, Прохиронъ продолжаетъ изложеніемъ многообразныхъ имущественныхъ сдѣлокъ, входящихъ въ составъ граждан- скаго оборота, титулами о дареніяхъ, о куплѣ и продажѣ, о займѣ, наймѣ и проч. и заканчиваетъ нзложеніемъ порядка наслѣдованія со всѣми примыкающими къ нему отношеніями, въ которыхъ прямо или косвенно выражается послѣдняя воля человѣка на землѣ. Теперь представьте себѣ впечатлѣнія, какія долженъ былъ выносить изъ изученія такихъ кодексовъ и потомъ вносить въ свою дѣятельность русскій духовный пастырь, призван- ный въ мѣру своихъ іерархпческихъ полномочій содѣйство- вать устроеніго гражданскаго порядка въ новопросвѣщенномъ •отечествѣ. Очень вѣроятно, что онъ съ трудомъ усвоялъ себѣ установленія греко-римскаго права, чуждыя русскому, не сразу могъ понять юридическое существо сговорнаго задатка и предбрачныхъ даровъ, эмфитевзиса илп депозита и постигнуть разницу между подвластными и эманципиро- ваннымъ сыномъ, между завѣщаніемъ и отказомъ (legatum) или между кодицшгломъ и завѣщаніемъ. Но безъ особеннаго напряженія можно было освоиться съ формой и духомъ ви- зантійской кодификаціи. До тѣхъ поръ на Руси понимали законъ, какъ стародавній обычай, и едва начинали понимать его, какъ распоряжение власти, вызванное частными случаемъ. Кормчая принесла на Русь первые образцы связнаго уло- женія, построеннаго не на пережившемъ себя обычаѣ или случайномъ усмотрѣніи власти, а на послѣдователыюмъ раз- витіи извѣстныхъ юридическихъ начали, отвѣчающихъ насущ- ными потребностями общества. Съ тѣхъ поръ начались и у • *) Tijc (jiv-oiys ттароиаѵ); -ра^р-атеЕЯ; ap/fi; теВеітаі, о-о9ёѵ -/.аі vj xaft’ србстЕс аруДѵ еі)л]-.реѵ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1