Ключевский В.О. Очерки и речи

— 100 — насъ опыты составленія по разнымъ отраслямъ дѣйствовав- шаго права краткихъ сводовъ, подобныхъ тѣмъ, какіе такъ любила и такъ умѣла составлять греко-римская юриснруден- ція. Разныя редакціи Русской Правды и церковныхъ уста- вовъ св. Владиміра и Ярослава, церковные уставы ихъ по- томковъ, князей XII вѣка,— все это были раннія подражанія синоптической византійской кодификаціи, или прямо вышед- шія изъ среды духовенства, или предпринятая подъ влія- ніемъ и при содѣйствіи церковныхъ законовѣдовъ. Разу- мѣется, эти опыты далеко отставали отъ своихъ образцовъ какъ і въ кодификаціонной техникѣ, такъ и въ выработкѣ юридическихъ началъ. Но они будили юридическую мысль,, отрывая ее отъ непосредственныхъ явленій, пріѵчая подби- рать однородные юридичеекіе случаи и изъ нихъ извлекать общія правила, юридическія нормы. Не ускользнула отъ русскихъ законовѣдовъ и одна внутренняя особенность ви- зантійскаго законодательства. Оно стояло подъ двойнымъ вліяніемъ римской юриспруденціи и христіанской проповЬди. первая внесла въ нее пріемъ юридическаго трактата, вто- рая — дріемъ религіозно-нравственнаго назиданія. Обапріема сливаются у византійскаго законодателя въ наклонность- оправдывать, мотивировать законъ. Мотивы очень разно- образны: ими служатъ какъ Іпсихологпческія и нравственный побужденія, такъ и практическія цѣли, житейскіе разсчеты; иногда прямо цитуется Св. Писаніе *). Въ титулѣ о даре- ніяхъ между мужемъ и женой Нрохиронъ гласить, что такія даренія не имѣютъ юридической силы, и епѣшитъ обозначить причины этого: связующую мужа и жену любовь, устраненіе повода къ разводу съ той или другой стороны, не получаю- щей даренія, и предупрежденіе обогащенія одной стороны на счетъ другой. Ни крестный отецъ, ни его сынъ не могутъ жениться— первый— на своей крестницѣ, второй— на отцовой, ни на ея матери, ни на ея дочери. Почему? Крестница, по- *) См. наприм. въ Э к л о г ѣ тит. И, гл. 6 и 7. Z а с h а г і а е Соіі- libr. juris, graeco-romani inedit. 18 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1