Ключевский В.О. Очерки и речи

вленія яарушенныхъ правъ. Въ раннихъ онытахъ русской кодификаціи можно найти слѣды такого мотивированнаго закона, иногда очень простодушно вскрывающаго свои осно- ванія. Одна статья Русской Правды гласить, что холопы за кражу не подлежать пенѣ въ пользу князя, „зане суть не- свободпи“. ГІо другой статьѣ заимодавецъ, давшій взаймы болѣе 3 гривенъ безъ свидѣтелей, терялъ право иска. Судья обязанъ быль объяснить истцу отказъ въ искѣ резолюціей,. смыслъ которой, придерживаясь ея драматической формы, можно передать такъ: „ну, братъ, извини, самъ виноватъ, что такъ раздобрился, повѣрилъ въ долгъ столько денегь безъ свидѣтелей" *). Нетрудно угадать, кто быль проводни- комъ этого пріема изъ византійскаго законодательства въ русскую кодификацію. Древне-русскіе церковные законодатели и толкователи каноновъ въ своихъ пастырскихъ посланіяхъ и отвѣтахъ на каноническіе вопросы, .обращенные къ нимъ со стороны подчиненныхъ имъ пастырей, не могутъ шагу ступить, повелительнаго слова вымолвить, не объяснивъ, почему они такъ говорятъ и постунаютъ. И вотъ что осо- бенно неожиданно и вмѣстѣ отрадно: вооружившись пріе- момъ, заиыствованнымъ изъ византійскаго законодательства, они, греки и византійскіе законовѣды, идутъ противъ этого- византійскаго законодательства и идутъ во имя христианской любви и настырскаго снисхожденія къ насомымъ. Эклога и Прохиронъ назначаютъ смертную казнь и жестокія члено- вредительныя наказанія за разныя преступленія. Между прочимъ они грозятъ смертью за возврата къ язычеству и языческія жертвоприношенія, за призываніе бѣсовъ во вредъ людямъ, за колдовство и волшебство, даже за невыдачу пой- манпаго волхва. Митрополита Іоапнъ II, грекъ и высшій іерархъ русской церкви XI вѣка, за упорное жертвенное служеніе бѣсамъ и уклоненіе отъ христіанскаго причащенія полагаетъ отлученіе отъ церкви, а за упорство въ чародѣя- *) «ГІромиловался (вар. провиновался) еси, оже ecu не ставилъ- послуховъ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1