Ключевский В.О. Очерки и речи

— 103 — ніи и волхвованіи, если не подѣйствуетъ словесное вразу- мленіе, опредѣляетъ тѣлесное наказаніе, но рѣшительно за- прещаетъ при этомъ уродовать тѣло н убивать до смерти, прибавляя въ оправданіе запрета: это противно церковной дисцинлинѣ и доктринѣ *). Введеніе мотивпрованнаго закона въ русское законодательство было смѣлой попыткой подъ угрозу силой подставить убѣлсденіе разсудка, страхи передъ имущественнымъ ущербомъ или физической болью замѣнить чувствомъ порядка или сознаніемъ долга. Внося мотивированный законъ въ гражданское законо- дательство, Церковь зтимъ путемъ проникала въ глубь гра- жданскаго общежитія, чтобы самыя его отношенія поставить на нравственномъ основаніи. Это было второе, дальнѣйшее дѣло Церкви, тѣсно связанное съ первьшъ. На такомъ осно- ваніи она стремилась поставить преимущественно тѣ граждан- скія отношенія, сферой которыхъ служитъ семья, первичный, основной узелъ гражданскаго общежитія. Я не думаю разсказывать о томъ, какъ Церковь строила русскую семью; такой разсказъ составили бы обширный, для меня непосильный трактата, и жаль, что до сихъ поръ въ нашей литературѣ нѣтъ такого трактата. Я очень поверх- ностно коснусь только нѣкоторыхъ частей этой сложной и важной постройки. Христианская семья, — позвольте мнѣ для порядка высказать эту слишкомъ извѣстную истину, есть двойственный, церковно-гражданскій союзъ: она завязывается гражданскими договоромъ и закрѣнляется церковными таин- ствомъ. Я отмѣчу только основныя связи, какія внесла Цер- ковь въ этотъ союзъ, какъ въ гражданскую сдѣлку. Древне-русская языческая семья отличалась отъ греко-рим- ской христианской столько же своими нравственными характе- ромъ, какъ и юридическими составомъ. Въ ней при многожен- ствѣ различались жены двухъ родовъ, каісъ бы сказать примѣ- нительно къ позднѣйшему русско - христианскому семейному *) Русек. Ист. Библ. VI, 4: „не бо пріимаетъ сего церковное на- казанье и ученье".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1