Ключевский В.О. Очерки и речи

— 104 — языку — вѣнчанныя и невѣнчанныя: первыя, настоящія, или штатныя, назывались водимыми; вторыя, добавочный — хотями или мѳньшицами. Далѣе, въ русской семьѣ челядь,- наравнѣ съ дѣтьми, повиднмому, причислялась къ домочадцамъ; но въ ѳя составѣ незамѣтно пріемышей. Въ составъ греко-римской христианской семьи входили и усы- новленныя дѣти наравнѣ съ родными; зато принадлежность рабовъ къ семьѣ господина, переставъ быть юридическимъ институтомъ, превратилась въ простое юридическое преданіе, оставалась обычаемъ. Обѣ семьи не были похожи другъ на друга и по своему нравственному складу. Съ этой стороны отличіе русской семьи отъ христианской составляли погло- щеніе ея родовымъ союзомъ, безличіе и безгласіе жены и домочадцевъ предъ мужемъ, отцомъ и домовладыкой. Въ эту семью Церковь внесла рядъ перемѣнъ, которыя были глубокими переворотами въ нашемъ семейномъ правѣ и гражданскомъ порядкѣ. Прежде всего она старалась воз- можно болѣе высвободить семью изъ-подъ гнета родового союза и съ этой цѣлью спѣшила докончить разрушеніе по- слѣдняго. Говорю докончить разрушеніе, ибо оно нача- лось еще до нея. Христианство застало на Руси живые остатки родового союза, напримѣръ, кровомщеніе; но оно не [застало уже цѣльности этого союза. Успѣхи гражданскаго общежитія и особенно постоянное торговое общеніе Руси съ Византіей уже разорвали нѣкоторыя осяовныя связи этого союза. Однимъ изъ существенныхъ признаковъ его цѣльности служить отсут- ствіе наслѣдованія по завѣщанію, а изъ одной статьи Оле- гова договора видимъ, что уже затри четверти вѣка до кре- щенія Владимірова письменное обряженіе (окх&т]*-/) завѣ- щаніе) было господствующей формой наслѣдованія, по край- ней мѣрѣ въ тѣхъ классахъ русскаго общества, которые стояли въ прямыхъ сношеніяхъ съ Византіей. Построенный на языческихъ основаніяхъ родовой союзъ былъ противень христианской Церкви, и она съ первой минуты своего водво- ренія на Руси стала разбивать его, строя изъ его обломковъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1