Ключевский В.О. Очерки и речи

— 105 — союзъ семейный, ею освящаемый. Главнымъ средствомъ для этого служило ей принесенное ею на Русь законодательство о бракѣ, въ которомъ она сдѣлала соотвѣтствующія мѣст- нымъ условіямъ измѣненія. По. мысли христіанскаго брака, онъ не допускается между своими, т. е. между родствен- никами, не 'настолько отдаленными другъ отъ друга генеа- логически, чтобы перестала чувствоваться родственная связь между ними. Значить, допуская браки между болѣе отдален- ными родственниками, Церковь пріучала ихъ смотрѣть другъ на друга, какъ на чу ж ихъ. Правда, въ первое время рус- ская церковная власть очертила очень широкій кругъ род ства, въ предѣлахъ котораго были запрещены брачные союзы. По правилу митрополита Іоанна II, во второй половинѣ XI в., дѣти четвероюродныхь братьевъ или сестеръ, вступившія въ бракъ между собою, наказывались энитиміей, хотя византій- ское законодательство допускало такіе браки. Можетъ быть, такая строгость русскаго церковнаго законодательства была уступкой туземному быту, еще не разставшемуся съ чув- ствами и отношеніями широкаго языческаго родства. Впро- чемъ и митрополита Іоаннъ преслѣдовалъ бракн четверою- родныхъ братьевъ и сестеръ церковными наказаніемъ, но не предписывали ихъ расторгать, какъ повелѣвалъ посту- пать съ браками троюродныхъ. Вѣка два спустя встрѣчаемъ указанія на то, что такіе браки допускались безусловно, а еще позднѣе не разводили и троюродныхъ *). Такъ Церковь укорачивала языческое родство, обрубая слишкомъ широко раскидывавшіяся его вѣтви. Разбивая родовой союзъ на его составныя части, на семьи, Церковь и меясду членами семьи устанавливала новыя нрав- ственный и юридическія отношенія. Съ многоженствомъ она справилась, кажется, сравнительно легко, и оно, какъ обы- чай, исчезло довольно скоро: при домашнемъ очагѣ и закон- ной колыбели изъ всѣхъ водим ыхъ осталась только одна, *) Proch. t. VII, с. 4. Р. Ист. Библ. VI, 12 и 143.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1