Ключевский В.О. Очерки и речи

— 108 — конодательствомъ, сговоромъ ( р.ѵг| атеіа), который закрѣплялся обрученіемъ. По византійскимъ законамъ сговоръ — очень сложный юридическій актъ, состоявшій : въ тонкомъ сочета- ніи воли жениха и невѣсты съ волей ихъ родителей и со- провоясдавшійся разнообразными личными и имуществен- ными обязательствами. Не всѣ эти тонкости привились къ нашему быту; но церковное законодательство настояло на одномъ — на неразрывности сговора но произволу жениха. Въ древне-русскихъ каноническихъ руководствахъ повторя- лось катехизически изложенное правило: можно ли вѣнчать жениха, который, обручившись съ одной, женится на другой? нѣтъ, нельзя вѣнчать, какъ нарушителя 7-ой зановѣди *). Нротиводѣйствуя насильственному заключенію брака по одно- сторонней волѣ ясениха, Церковь не дозволяла и насиль- ственно разрывать его но произволу мужа. Пренебрежитель- ное отношеніе къ женщинѣ выраясалось между прочимъ въ обычаѣ древнерусскихъ мужей освобождаться отъ наскучив- шихъ имъ женъ, принуждая ихъ постригаться въ монашество. Многіе вѣка церковное законодательство повторяло правило, что разводъ въ та-комъ случаѣ допускается только подъ усло- віемъ обоюднаго согласія разлучающихся, — все равно, мужъ или жена отрекается отъ міра и супружества. Самую выра- зительную и лаконическую формулу этого правила я нахожу въ уставѣ, нриписываемомъ русскому митрополиту Георгію XI вѣка: „не постригать мужа, если ясена не дастъ ему нож- ницъ; такъ же поступать н съ женой 41 **). Обратите внима- ніе на предусмотрительность церковныхъ законодателей, за- прещая ягениху разрывать сговоръ безъ согласія невѣсты, они защищаютъ невѣсту отъ яіениха; запрещая мужу н лсенѣ разрывать бракъ безъ взаимнаго согласія, они защищаютъ ихъ другъ отъ друга. Отчего такая разница? — Когда ясенихъ бросаетъ невѣсту, гибнетъ честь невѣсты; когда мужъ бро- саетъ жену, гибнетъ счастье обоихъ. *) Русск. Ист. Библ. VI, 858. **) Е. Голубинскаго, Ист. Р. Церкви, 1, 515.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1