Ключевский В.О. Очерки и речи

— 113 — Лишѳніѳ этихъ выгодъ за вступлѳніѳ вдовы во второй бракъ оправдывалось такимъ энергическимъ выраженіемъ: „обру- гала убо перваго мужа вторымъ бракомъ“ *). Въ древней Руси не былъ господствующимъ взглядъ на вдовъ, выска- занный волынскимъ княземъ XIII в. Владиміромъ Василько- вичемъ. Заботливо устроивъ матеріальное положеніе кня- гини-жены на случай своей смерти, назначивъ ей нескудную опричнину, завѣщатель прибавилъ въ заключеніе духовной: „Захочетъ моя княгиня нослѣ меня пойти въ монастырь, пусть идетъ, а не захочетъ — ея воля: не вставать же мнѣ изъ могилы, чтобы смотрѣть, кто что будетъ дѣлать послѣ моей смерти ' 1 **). Зато на добрую вдову дѣликомъ перено- сился отеческій авторитетъ ея мужа. Читая духовныя гра- моты древнихъ московскихъ великихъ князей, мы видимъ, какъ это значеніе вдовы -матери изъ частнаго общежитія проникало въ политическій порядокъ. Въ завѣщаніи Дими- трія Донского читаемъ такое наставленіе отца дѣтямъ: „вы, дѣти мои, матери своей слушайте во всемъ, изъ воли ея не выступайте ни въ чемъ“. Преемникъ Димитрія, вел. кн. Ва- силій въ свою очередь ппшетъ въ духовной своему преем- нику: „приказываю своего сына, кн. Василья, своей княгинѣ, а ты, сынъ мой, чти матерь свою и слушай своей матери въ мое мѣсто своего отца“. Гражданскую правоспособность и материнскій авторитетъ женщины Церковь строила на ея нравственномъ совершенствѣ и высотѣ ея семейнаго долга, и если русская женщина разберется въ своемъ юридическомъ и нравственномъ имуществѣ, которымъ она живетъ, какъ жена, какъ мать и гражданка, — она увидитъ, что всѣмъ, чѣмъ наиболѣе дорожить въ ней общество и что въ ней наиболѣе *) Это довольно близкій перевода выраженія ГІрохирона (VI, 2), встрѣчаемый въ одной древне-русской компиляціи византійскихъ законовъ, въ статьѣ, составленной по византійскимъ источникамъ, но приноровленной къ русскимъ понятіямъ и отношеніямъ. А. С. Павлова , «Книги законный», стр. 26 и 70. **) Ипат. Лѣт., по изд. 1871 г. стр. 595. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1