Ключевский В.О. Очерки и речи

— 114 — дорого ей самой, — всей своей исторической опричниной она обязана преимущественно Церкви, ѳя проповѣди, ея законодательству. Это — мое историческое убѣжденіе, а не удастся оправдать его историческими документами, оно пре- вратится въ мое вѣрованіе. Я успѣлъ ужъ утомить васъ, не сумѣвъ указать многаго, что сдѣлала Церковь для гражданскаго порядка въ Россіи. Вы позволите мнѣ, по крайней мѣрѣ, вскользь напомнить еще объ одномъ ея дѣлѣ. Исполняя порученіе государства, она своимъ законодательствомъ преимущественно пополняла про- бѣлы государственнаго закона. Но въ русскомъ правѣ были установленія чрезвычайно прочныя, тщательно разработанный если не законодательствомъ, то практикой житейскихъ отно- шеній и чрезвычайно противныя Церкви. Таковы были ро- стовщичество и холопство. Не имѣя законодательнаго оружія противъ этихъ признанныхъ закономъ установленій, легко превращавшихся въ злоупотребленія и разрушавшихъ гра- жданское общежитіе, Церковь направила противъ нихъ кос- венный средства, находившаяся въ ея распоряженіи: пропо- вѣдь и исповѣдь. Трудно найти древнерусское церковное поученіе, въ которомъ не было бы рѣзкаго порицанія ростов- щика и рабовладѣльца. Ростовщикъ — кровопійца, рабовла- дѣлецъ жестокій — разбойникъ, не достойны св. причастія ни тотъ, ни другой — вотъ къ чему сводилась церковная пропо- вѣдь, боровшаяся съ этими недугами русскаго общества. Наперекоръ гражданскому закону, который предоставлядъ господину полную власть надъ холопомъ, дозволялъ даже убить его, Церковь карала строгими духовными наказаніями за жестокое обращеніе съ челядью и даже нарушала въ ея пользу равенство нравственной отвѣтственности за грѣхъ, уменьшая для рабовъ церковныя наказанія или даже прощая имъ ихъ духовный вины. Церковная проповѣдь гласная, какъ и тайная, оставила замѣтные слѣды въ древнерусскомъ правѣ, въ законодателъствѣ о ростѣ и холопствѣ. Отмѣчу немногіе изъ нихъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1