Ключевский В.О. Очерки и речи

— 116 — я признаю Церковь: холопская неволя таяла подъ дѣйствіемъ церковной исповѣди и духовнаго завѣщанія. Рабовладѣлецъ добровольно ради спасенія души смягчалъ свои права или даже поступался ими въ пользу холопа; личныя проявленія человѣколюбія входили въ привычки и нравы, которые по- томъ облекались въ юридическія нормы*). Здѣсь воля част- ныхъ лицъ подъ дѣйствіемъ Церкви становилась орудіемъ исправленія закона, побуждая его отказываться отъ под- держки людскихъ правъ, которыми добровольно жертвовали или гнушались сами люди. Такъ сдѣлать граждански законъ проводникомъ нрав- ственнаго начала, построить граждански союзъ, въ которомъ законъ опирался бы на нравственное чувство и далее имъ замѣнялся, наконецъ, настроить личную волю къ отреченію отъ своихъ законныхъ правъ во имя нравственнаго чувства вотъ три дѣла, которыя прежде всего вспомнились мнѣ при воспоминаніи о дѣятельности Церкви въ устроеніи русскаго гражданскаго права и порядка. Эти три дѣла по существу своему были работой надъ правомъ; однако, недостаточно назвать эту работу юридической. Церковь — не школа право- вѣдѣнія и не кодификаціонная или законодательная палата. Задачи Церкви и права соприкасаются, но не совпадаютъ. Право охраняетъ правду въ обществѣ, въ отношеніяхъ между людьми; Церковь насалсдаетъ ее въ личной совѣсти, воспи- тывая въ людяхъ чувство долга, превращая право въ нрав- ственную привычку. Ея цѣль — замѣнить принудительныя т р е- б о в а н і я права свободной потребностью въ правдѣ, и когда эта цѣль будетъ достигнута, когда эта потребность станетъ достаточно сильной и общей, тогда исчезнетъ и нужда въ самомъ правѣ. *) Попытка прослѣдить вліяніе Церкви на древнерусское холоп- ство сдѣлана авторомъ въ статьѣ: „Подушная подать и отмѣна холопства въ Россіи “ („ Русская Мысль “ 1886 г., кн. VII). [„Опыты и изслѣдованія“, I Сборникъ статей В. Ключевскаго. Москва. 1912].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1