Ключевский В.О. Очерки и речи

не оставивъ на немъ своего слѣда. Эти изысканные пріемы поэтичѳскаго творчества появляются у Лермонтова въ такіе ранніе годы, когда усвоенная манера не столько отражаетъ, сколько направляетъ настроеніе души. Поэту уже не вернуть своихъ юныхъ гордыхъ дней; жизнь его пасмурна, какъ солнце осени суровой; онъ умеръ, душа его скорбитъ о годахъ развратныхъ: все это пишетъ не болѣе какъ 15-ти лѣтній мальчикъ, посвящая друзъямъ свою поэму, свои „печальный мечты, плоды душевной пустоты". Когда успѣлъ пережить всѣ эти нравственные ужасы благовоспитанный и прекрасно учившійся гимназистъ университетскаго олагород- наго пансіона? Вторя этому настроенію, въ К о р с а р ѣ, Преступник ѣ, Смерти и другихъ пьесахъ тѣхъ лѣтъ (1828 1830 гг.) являются все мрачные образы, печальные или ожесточенные; въ юношескихъ тетрадяхъ поэта уцѣлѣли наброски задуманныхъ драмъ все съ ужасными сюжетами, съ трагическими положеніями. Изъ этихъ образовъ и поло- женій постепенно складывается типъ, который такъ долго владѣлъ воображеніемъ поэта. Сначала, напримѣръ, въ Портрет ѣ, Моемъ демонѣ и первомъ очеркѣ Демона (1829 г.) онъ выступаетъ въ неясныхъ общихъ очертаніяхъ и потомъ получаетъ опредѣленный обликъ, даже нѣсколько обликовъ въ цѣломъ рядѣ поэмъ, драмъ и повѣстей, кончен- ныхъ и неконченныхъ. Поэтъ лелѣялъ этотъ типъ, какъ свое любимое поэтическое дѣтиіце, всматривался въ него, ставилъ его въ разнообразный позы и обстановки, изобра- жалъ то печальнымъ и влюбленными демономъ, то мститель- ными русскими дворовымъ холопомъ-пугачевцемъ, то дикими кавказскими горцемъ, то великосвѣтскимъ игрокомъ, то ипохондрикомъ - художникомъ, то, наконецъ, кавказскими офицеромъ-баричемъ изъ высшаго столичнаго свѣта, не зна- ющими, куда дѣвать себя отъ скуки. На всѣхъ этихъ изобра- женіяхъ положена печать той „горькой поэзіи , которую по выраженію самого поэта, наши бѣдный вѣкъ выжимали изъ сердца ея первыхъ проповѣдниковъ; во всѣхъ нихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1