Ключевский В.О. Очерки и речи

— 126 — Міровая скорбь и личная грусть — между этими настро- ениями больше разницы, чѣмъ между словами, ихъ выража- ющими. Въ лексиконѣ это синонимы, въ психологіи — почти антитезы. Психологическій процессъ, который вводить въ состояніе міровой скорби, чаще всего называютъ разочаро- ваніемъ. Разочароваться значить утратить вѣру въ свой идеалъ, не самый идеалъ, а только вѣру въ него, выйти изъ его обаянія. Идеалъ, какъ мыслимый и желаемый поря- докъ или поэтическій образъ, остается, только исчезаетъ вѣра въ его дѣйствительность или осуществимость. Молено сохранять убѣжденіе въ пригодности извѣстнаго идеала для людей вообще и при этомъ потерять увѣренность, годятся ли эти люди для такого идеала. Когда разрушается самый идеалъ, т.-е. сознается его нелѣпость, тогда наступаетъ не разочарованіе, а отрезвленіѳ. Но послѣднеѳ состояніе не можетъ быть источникомъ никакой скорби. Отрезвленный радуется торжеству здраваго смысла надъ нелѣпою мечтой; разочарованный скорбитъ о торжествѣ нелѣпой дѣйствитедь- ности надъ разумнымъ стремленіемъ. Грусть ни то, ни дру- гое; ѳя источники — не торжество разеудка и не пораженіе идеала. Грусть— чувство довольно простое само по себѣ; но, какъ всѣ такія чувства, она тѣмъ труднѣе поддается анализу . Ее понимаешь, пока чувствуешь, и перестаешь чувствовать, какъ только начнешь разбирать. По крайней мѣрѣ, что такое грусть Лермонтова? Онъ былъ поэтомъ грусти въ полномъ худолсественномъ смыслѣ этого слова: онъ создалъ грусть, какъ поэтическое настроеніе, изъ тѣхъ разрозненныхъ ея элементовъ, какіе нашелъ въ себѣ самомъ и въ доступномъ его наблюденію житейскомъ оборотѣ. Потому не психологію надобно призывать для объясненія его поэзіи, а его поэзія можетъ пригодиться для психологическаго изученія того настроенія, которое слунсило ей источникомъ. Грусть стала звучать въ пѣснѣ Лермонтова, какъ только онъ началъ пѣть: И грусти ранняя на мнѣ печать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1