Ключевский В.О. Очерки и речи

Грусть и есть такое состояніе чувства, когда оно, утративъ свой предмета, но сохранивъ свою энергію и отъ того стра- дая, не ищетъ новаго предмета и не только примиряется съ утратой, но и находить себѣ пищу въ самомъ этомъ страданіи. Примиреніѳ достигается мыслью о неизбѣжности утраты и внутреннимъ удовлетвореніемъ, какое доставляетъ стойкое чувство. Въ этомъ моментѣ грусть встрѣчается и расходится съ радостью: послѣдняя есть чувство удовольствія отъ достиженія желаемаго; первая есть ощущеніе удоволъ- ствія отъ мысли, что необходимо лишеніе и что его должно перенести. И такъ, источники грусти— не торжество недѣпой дѣйствительности надъ разумомъ и не протестъ послѣдняго противъ первой, а. торжество печальнаго сердца надъ своею печалью, примиряющее съ грустною дѣйствительностью. Такова, по крайней мѣрѣ, грусть въ поэтической обработкѣ Лермонтова. Какъ и подъ какими вліяніями сложилось такое настро- еніе поэта? Своими происхожденіемъ оно тѣсно соприкасается съ нравственною исторіей нашего общества. Поэзія Лермон- това всегда останется любопытными психологическими явле- ніемъ и никогда не утратить своихъ художественныхъ красота; но она имѣетъ еще значеніе важнаго историческаго симптома. Лермонтовъ— поэта по преимуществу лирическій; его твор- чество воспроизводило почти исключительно жизнь сердца и касалось трудно-уловимыхъ ея мотивовъ. Господствующее мѣсто среди мотивовъ этой жизни занимаетъ личиое счастье. Вопросъ объ этомъ счастьѣ, о томи, въ чемъ оно состоитъ и какъ достигается, всегда составляли важную и тревожную задачу для человѣческаго сердца. Поэзія Лермонтова подхо- дила къ этому вопросу съ обратной его стороны, съ изнанки, если молено такъ выразиться: она пыталась указать, въ чемъ не слѣдуетъ искать счастья и какъ можно безъ него обойтись. Нынѣ вопросъ о счастьѣ не любятъ ставить во всеми его объемѣ. Составь счастья такъ осложнился, что не выдержали прежней своей цѣльности и распался на разно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1