Ключевский В.О. Очерки и речи

подготовкой : въ этихъ первыхъ ученыхъ опытахъ своихъ на- чинавшей историкъ выступилъ уже съ обдуманными истори- ческими понятіями, съ опредѣленнымъ взглядомъ на задачи и пріемы историческаго изученія. Этотъ взглядъ опредѣ- лился съ помощью ранняго и близкаго знакомства Соловьева съ современнымъ состояніемъ исторической науки на За- падѣ ; знакомство это началось еще на студенческой скамьѣ въ Москвѣ и потомъ ему преимущественно посвящены были двухлѣтнія Заграничныя занятія. В ъ «М о с к в и т я н и н ѣ» 1843 г. напечатана была чрезвычайно живая, съ юноше- скимъ одушевленіемъ написанная статья о Парижскомъ университетѣ, подъ которой стоить помѣтка: «Прага Чеш- ская, 23 іюня 1843 г.» Съ болынимъ увлеченіемъ, которое сообщается и читателю, передаетъ здѣсь московский слуша- тель французскихъ профессоровъ впечатлѣнія, иакопившіяся въ немъ въ продолженіе академическаго года, когда онъ усердно посѣщалъ Сорбонну. Это рядъ мѣткихъ характе- ристикъ преподавателей, которыхъ онъ слушалъ въ Па- рижѣ, съ остроумными замѣчаніями о характерѣ и манерахъ французскаго университетскаго преподаванія. Мишле, на- примѣръ, выступаетъ въ статьѣ какъ на картинѣ, двумя- тремя выдержками изъ его лекцій очерченъ во весь ростъ съ его отвращеніемъ къ системѣ, съ внѣшней безпорядоч- ностью и болтливостью изложенія и съ блестящей, ловко- заостренной и иногда очень мѣткой отдѣльной фразой. Но Соловьевъ не увлекался восторженной импровизаціей фран- цузскихъ профессоровъ ; отдавая должное внѣшнимъ ісаче- ствамъ ихъ преподаванія, онъ хорошо видитъ его внутренніе недостатки, превращающее университетскую лекцію въ пу- бличную ораторскую рѣчь. Очевидно, не подъ вліяніемъ этихъ болѣе ораторскихъ, чѣмъ ученыхъ чтеній склады- вался взглядъ Соловьева на задачи и пріемы научнаго исто- рическаго изслѣдованія. Притомъ курсы, слушанные имъ въ Парижѣ, по крайней мѣрѣ тѣ, о которыхъ онъ отдаетъ отчетъ въ своей пражской етатьѣ, и по содержанію своему

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1