Ключевский В.О. Очерки и речи

— 141 — раздѣлять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую мѣры, чтобы вывести трудъ и хо- зяйство народа . изъ неблагопріятныхъ условій, и слѣдствія помощи, могущія оказаться невыгодными съ точки зрѣнія полидіи и общественной дисциплины, и возможность всякихъ злоупотребленій. Все это соображенія, который относятся къ компетенціи подлежащихъ вѣдомствъ, но которыхъ можно не примѣшивать къ благотворительности въ собственномъ смыслѣ. Намъ, частнымъ лицамъ, открыта только такая бла- готворительность, а она можетъ руководиться лишь нрав- ственнымъ побужденіемъ, чувствомъ состраданія къ страда- ющему. Лишь бы помочь ему остаться живымъ и здоровымъ, а если онъ дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую, по минованіи нужды, позаботятся исправить подлежащія власти и вліянія. Такъ понимали у насъ частную благотворительность въ старину; такъ, безъ сомнѣнія, понимаемъ ее и мы, унаслѣ- довавъ путемъ историческаго воспитанія добрыя понятія и навыки старины. Древнерусское общество подъ руководствомъ Церкви въ продолженіе вѣковъ прилежно училось понимать и испол- нять и вторую изъ двухъ основныхъ заповѣдей, въ которыхъ заключаются весь законъ и пророки, — заповѣдь о любви къ ближнему. При общественной безурядицѣ, при недостаткѣ безопасности для слабаго и защиты для обижаемаго, прак- тика этой заповѣди направлялась преимущественно въ одну сторону: любовь къ ближнему полагали прежде всего въ подвигѣ состраданія къ страждущему, ея первымъ требова- ніемъ признавали личную милостыню. Идея этой милостыни полагалась въ основаніе практическаго нравоученія; потреб- ность въ этомъ подвигѣ воспитывалась всѣми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближ- няго — это прежде всего накормить голоднаго, напоить жа- ждущаго, посѣтить заключеннаго въ темницѣ. Человѣколюбіе на дѣлѣ значило нищелюбіе. Благотворительность была

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1