Ключевский В.О. Очерки и речи

— 151 — бѣдствій, когда количество добра требуется прежде, чѣмъ спрашиваютъ о качествѣ побужденій добродѣянія. Такъ было въ Смутное время. Въ 1609 г. второй самозванецъ осаждалъ Москву. Повторились явленія Борисова времени. Въ столицѣ наступилъ страшный голодъ. Хлѣботорговцы устроили стачку, начали всюду скупать запасы и ничего не пускали на рынокъ выжидая наиболынаго подъема цѣнъ. За четверть ржи стали спрашивать 9 тогдашнихъ рублей, т.-е. свыше 100 р. на наши деньги. Царь Василій Шуйскій приказалъ продавать хлѣбъ по указной дѣнѣ — торговцы не слушались. Онъ пустилъ въ дѣйствіе строгость законовъ — торговцы прекратили рискованный подвозъ закупленнаго ими по провинціямъ хлѣба въ осажденную столицу. Мало того, по московскимъ улицамъ и рынкамъ полилась изъ тысячъ устъ оппозиціон- пая публицистика, начали говорить, что всѣ бѣды, и вражін мечъ, и голодъ. падаютъ на народъ потому, что царь не- счастливъ. Тогда въ московскій Успенскій соборъ созвано было небывалое народное собраніе. Патріархъ Гермогенъ сказалъ сильную проповѣдь о любви и милосердіи; за нимъ самъ царь произнесъ рѣчь, умоляя кулаковъ не скупать хлѣба, не поднимать цѣнъ. Но борьба обѣихъ высшихъ вла- стей, церковной и государственной, съ народной психологіей и политической экономіей была безуспѣшна. Тогда свѣтлая мысль, одна изъ тѣхъ, какія часто приходятъ въ голову добрымъ людямъ, осѣнила царя и патріарха. Древнерусскій монастырь всегда былъ запасной житницей для нуждающихся, ибо церковное богатство, какъ говорили пастыри нашей цер- кви, нищихъ богатство. Жилъ тогда на Троицкомъ подворьѣ въ Москвѣ келарь Троицкаго Сергіева монастыря, отецъ Авраамій, обладавшій значительными запасами хлѣба. Царь и патріархъ уговорили его выслать нѣсколько сотъ четвер- тей на московскій рынокъ по 2 р. за четверть. Это была больше психологическая, чѣмъ политико-экономическая опе- рація: келарь выбросилъ на рынокъ многолюдной столицы всего только 200 мѣръ ржи; но цѣль была достигнута. Іор-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1