Ключевский В.О. Очерки и речи

— 160 — съ золотыми крылышками, протянулъ хозяину руку и под- хватили его. Въ этомъ снѣ дѣвочки, разсказанномъ въ дѣ- вичьей Ртищева, отлились всѣ благодарный слезы бѣдныхъ людей, утертыя хозяиномъ. Много разсказывали и про самую смерть его. Въ послѣднія минуты, уже совсѣмъ приготовив- шись, онъ позвалъ къ себѣ въ спальню нищихъ, чтобы изъ своихъ рукъ раздать имъ послѣднюю милостыню, потомъ прилегъ и забылся. Вдругъ его угасавшіе глаза засвѣтились, точно озаренные какимъ-то видѣніемъ, лицо оживилось, и онъ весело улыбнулся: съ такими видомъ онъ и замеръ. Всю жизнь страдать, благотворить и умереть съ веселой улыб- кой — вполнѣ заслуженный конецъ такой жизни. Не осталось извѣстій о томи, нашло ли отголосокъ въ землевладѣльческомъ общѳствѣ отношеніе Ртищева къ крѣ- постнымъ крестьянами; но его благотворительная дѣятель- ность, повидимому, не осталась безъ вліянія на законода- тельство. Добрыя идеи, поддержанный добрыми проводниками и примѣрами, легко облекаются въ плоть и кровь своего рода, въ обычаи, законы, учрежденія. Нерасчетливая част- ная благотворительность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала средствомъ питанія праздности и сама не- рѣдко превращалась въ холодное исполненіе церковнаго при- личія, въ раздачу копеечекъ просящими вмѣсто помощи нуждающимся. Милостивцы, подобные Іуліаніи и Ртищеву, возстановляли истинное христіанское значеніе милостыни, источники которой — теплое сострадательное чувство, а цѣль — уничтоженіе нужды, нищеты, страданія. Въ этомъ же напра- вленіи послѣ Ртищева начинаетъ дѣйствовать и законода- тельство. Со времени Алексѣева преемника идетъ длинный рядъ указовъ противъ празднаго ремесленнаго нищенства и частной ручной милостыни. Съ другой стороны, государ- ственная власть подаетъ руку церковной для дружной ра- боты надъ устройствомъ благотворительныхъ заведеній. При царѣ Ѳеодорѣ Алексѣевнчѣ произвели разборку московскихъ нищихъ: дѣйствительно безпомощныхъ вѳлѣно содержать на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1