Ключевский В.О. Очерки и речи

— 161 - казенный счетъ въ особомъ пріютѣ, а здоровыми лѣнтяямъ дать работу, можетъ быть, въ задуманныхъ тогда же рабо- чихъ домахъ. Предположено было построить въ Москвѣ две благотворительныхъ заведенія, больницу и богадѣльню дл болящихъ, бродящихъ и лежащихъ по улицами нищихъ, чтобы они тамъ не бродили и не валялись: повидимому, предполагались заведенія, подобныя тѣмъ, какія устроены были Ртищевыми. На церковномъ соборѣ 1681 г. царь пред- ложили патріарху и архіереямъ устроить такія же убѣжища для нищихъ и въ провинціалъныхъ городахъ, и соооръ при- няли предложеніе. Таки частный почини добраго и вліятель- наго человѣка дали прямой или косвенный толчокъ мысли объ устройствѣ цѣлой системы церковно-государственныхъ благотворительныхъ заведеній и не только оживили, безъ сомнѣнія, усердіе доброхотныхъ дателеи къ доброму д лу, но и подсказали самую его организацію, желательный и воз- можный формы, въ которыя оно должно было облечься. Тѣмъ вѣдь и дорога память этихъ добрыхъ людей, чт ихъ примѣръ въ трудныя минуты не только ободряетъ къ дѣйствію, но и учити, какъ дѣйствовать. Іуліанія и Ртищевъ- это образы русской благотворительности. Одинаковое чув- ство подсказывало ими различные способы дѣиствш, сообр ные си ноложеніемъ каждаго. Одна благотворила больше дома, въ своемъ тѣсномъ сельскомъ кругу, другой дшство вали преимущественно на широкой столичной площади и улицѣ. Для одной благодѣяиіе было выраженіемъ личнаго состраданія; другой хотѣлъ' превратить его въ организован- ное общественное человѣколюбіе. Но идя различными путями, оба шли къ одной цѣли: не теряя изъ вида нравственно- воспитательнаго значенія благотворительности, они ^ смотр ’ли на нее, какъ на непрерывную борьбу съ людской нуждой, съ горемъ безпомощнаго ближняго. Они и ими подооные воспитатели и пронесли этотъ взглядъ черезъ ряди вѣковъ, и они доселѣ живетъ въ нашемъ обществѣ, дѣятелъно обна- руживаясь всякій разъ, когда это нужно. Сколько З-льянъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1