Ключевский В.О. Очерки и речи

— 176 — хетнаго сухопутнаго кадѳтскаго корпуса для воспитанія и о б у ч е н і я благороднаго россііг скаго юношества 1766 г. съ сопровождающими его педагогическими трактатами, чтобы видѣть, какимъ сложнымъ санитарно - морально - дидактическимъ процессомъ надѣялись тогдашніе руководители воспитанія „вкоренить въ нѣжныя сердца добронравіе и любовь къ трудамъ, словомъ, новымъ воспитаніемъ новое бытіе намъ даровать и новый родъ под- данныхъ произвести". Съ своей стороны и русское общество приложило стараніе, чтобы еще болѣе осложнить составь рус- скаго просвѣщенія, вводя въ воспитаніе юношества если не прямо антилегальные, то внѣлегальные и большею частью рѣ- шительно антипедагогическіе элементы и мотивы, напр., зна- комя 12-13-ти-лѣтнихъ недоростковъ съ пикантными произве- деніями тогдашней французской литературы. Благодаря этому участію общества въ воспитаніи своего юношества, предписан- ный педагогическія программы иногда получали такое практи- ческое исполненіе и приводили къ такимъ наглядными резуль- татами, къ такимъ нравственными и умственными формаціямъ, какихъ и не предвидѣлъ законодатель, и онъ ужи, конечно, не начертали бы такой программы, если бы ихъ предви- дѣлъ. Законодательству не привыкать терпѣть такія неудачи. Извѣстно, какое трудное и великое дѣло составить удачный законъ. „Не таки легко писать законы, какъ для больныхъ рецепты “, — ядовито замѣчаетъ Болтинъ въ одномъ мѣстѣ Леклерку, коля ему глаза его ремесломъ. Но двусторонняя рецептура русскаго просвѣщенія XYIII вѣка не прошла легко и безслѣдно. Трудно объяснить, какъ это случилось, но можно замѣтить, что это просвѣщеніе начало плескать въ противо- положный стороны, подобно безпорядочно взболтанной водѣ въ мелкомъ сосудѣ. Въ русскомъ просвѣщенномъ обществѣ все замѣтнѣе выступали рѣзкія крайности, несговорчивые контрасты, вытѣсняя переходный, уживчивыя и житейски- удобныя комбинаціи; происходила своего рода поляризація просвѣщенія. Взгляды обращались въ противоположный сто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1