Ключевский В.О. Очерки и речи

— 177 — роны, потому что, какъ выразился одинъ русскій писатель начала XVII в. о своихъ современниках!., каждый поверты- вался спиной къ другому, и одни смотрѣли на востокъ, а другіе на западъ. Одни, познавъ просвѣщеніе, ничего уже не хотѣли знать, кромѣ просвѣщенныхъ странъ, и отворачи- вались отъ своего отечества, подобно сумароковскому пети- метру, который и своего русскаго языка знать не хотѣлъ и жаловался, зачѣмъ онъ родился русскпмъ. Другіе, наблюдая печальные плоды просвѣщенія въ современной дѣйствитель- ности, отворачивались отъ нея и отъ самого просвѣщенія и переселялись помыслами и чувствами въ до-петровскую ста- рину, гдѣ искали добрыхъ нравовъ и самобытныхъ понятій и находили все это, находили и много такого, чего тамъ не было, но чего искали. Русскіе полуфранцузы, оелѣплен- ные свѣтомъ европейскаго просвѣщенія, не видѣли уже ни- чего свѣтлаго въ родной средѣ, и она въ ихъ глазахъ напол- нялась непроглядною тьмой, а архирусскіе старовѣры мысли, насмотрѣвншсь на эти темныя пятна современнаго просвѣ- щенія, боязливо или брезгливо закрывали глаза и мысленно переносились въ прошедшее; но свѣтъ билъ и на ихъ опу- щенный вѣки, и подъ его болѣзненнымъ дѣйствіемъ ихъ нсторическія воспоминанія превращались въ фантастическіе миражи. Такъ и западное просвѣщеніе, и русская дѣйстви- тельность съ обѣихъ сторонъ терпѣли напраслину и стано- вились безъ вины виноваты: первое — въ томъ, что имъ не умѣли пользоваться и, вмѣсто того, чтобы освѣщать темные предметы, слѣпили ихъ собственные глаза, а вторая— въ томъ, что въ ней искали того, чего не находили, или находили то, чего не желали. Зрѣлище страннаго движенія представило бы русское просвѣщенное общество, если бы составилось только изъ чистыхъ западниковъ и восточниковъ, повернувшихся спи- нами другъ къ другу, среди многаго множества людей не- просвѣщенныхъ, но тоже кое о чемъ размышлявшихъ — это общество лебедя, щуки и рака. Къ счастью, приблизительно 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1