Ключевский В.О. Очерки и речи

— 178 — съ половины вѣка, съ того времени, когда сверстники Бол- тина выходили изъ дѣтства, въ это общество стали прони- кать или въ немъ самомъ пробивались новый теченія, подъ вліяніемъ которыхъ оба господствовавшіе въ немъ неприми- римые типа просвѣщенныхъ людей начали разлагаться и перерождаться, образуя новые культурные составы, между которыми стали возможны мирныя встрѣчи и обоюдныя уступки. Прежде всего господство Бирона и нѣмцевъ, на- шествіе „сатаны и аггеловъ его“, по выралсенію елизаветин- скихъ церковныхъ ораторовъ, вмѣстѣ съ внѣшними успѣ- хами Россіи пробудили патріотическое одушевленіе, чувство народной гордости. Потомъ подъ накладные французскіе парики стали проникать новыя заносныя идеи, и ихъ встрѣ- чали тамъ тѣмъ гостепріимнѣе, что онѣ были землячки этихъ нариковъ, приходили съ тѣхъ лее сенскихъ береговъ, на ко- торыхъ еще до ихъ прихода поселились сердцемъ ихъ новые послушные адепты. Съ одной стороны, „молодые кощуны, иенавидящіе свое отечество 11 , какъ ихъ характеризовалъ потомъ Новиковъ, привыкшіе пересмѣхать самыя добродѣ- тели предковъ нашихъ, подъ давленіемъ патріотической воз- бужденности окружающихъ стали поджимать губы и внима- тельнѣе присматриваться къ столь неожиданно для нихъ ободрившейся отечественной дѣйствительности, а новыя про- свѣтительныя идеи, упавшія на бригадирскихъ Иванушекъ, какъ новая повинность свѣтскаго приличія, вообще прине- воливали ихъ серьезнѣе смотрѣть на вещи. Передъ этимъ болѣе серьезнымъ взглядомъ все замѣтнѣе выступали пятна и въ западномъ -вліяніи, и въ проводившей его у насъ ре- формѣ Петра, съ которой западные вели бытіе Россіи и свое собственное. Скептическое отношеніе къ Западной Европѣ овладѣвало далее такими людьми, которые по своему обра- зованно не могли быть суевѣрными европоѣдами и сами много черпали изъ европейскаго культурнаго запаса для своего просвѣщенія: подобно Фонъ-Визину они только и замѣчали въ Европѣ, что тамъ-то „во всемъ генерально хуже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1