Ключевский В.О. Очерки и речи

— 180 — нравственной связи съ роднымъ народомъ, самопрославленіе смѣнялось стремленіемъ къ самопознанію. Эти перемѣны въ воззрѣніяхъ и настроеніяхъ не могли не оказать прямого дѣйствія и на ходъ, задачи и пріемы историческаго изученія, особенно изученія отечественной исторіи. Мысль открыть свѣту древность и славныя дѣла россійскаго народа, въ чемъ видѣлъ задачу русской исторіографіи Ломоносовъ, те- перь соединилась съ потребностью уяснить с е б ѣ с а- мимъ ходъ и смыслъ своего прошлаго; потребность напи- сать достойную исторію своего народа ослозкнилась мыслью о необходимости прежде изучить ее основательно; наконецъ, нападки на русскую жизнь со стороны пробудили желаніе познакомиться для сравненія съ историческою жизнью дру- гихъ странъ. Историческій взглядъ Болтина выросъ и воспитался на этой почвѣ сближенія и примиренія враждовавшихъ воззрѣ- ній и настроена! и съ этой стороны онъ самъ по себѣ, по- мимо своихъ научныхъ качествъ, является выразительнымъ признакомъ извѣстнаго перелома въ умахъ или извѣстнаго уровня, до котораго поднялось общественное сознаніе. Валено уже одно то, что это былъ взглядъ, попытка составить себѣ ясное и отчетливое представленіе о цѣломъ предметѣ, которое, легко проникая въ умственный оборота общества, незамѣтно направляло и исправляло ходячія мнѣнія, будило общественную мысль, какъ нѣсколько капель хорошаго вина незамѣтно оживляютъ кровообращеніе. Впрочемъ, мы поступили довольно произвольно, взявшись за опредѣленіе особаго историческаго взгляда Болтина: такого особаго взгляда у него не было. У него были убѣ- жденія и чувства религіозныя, нравственный, политическія, гражданскія, въ составь которыхъ входили и извѣстныя исто- рическія представленія; но эти убѣжденія и чувства такъ орга- нически срослись другъ съ другомъ при помощи единства своихъ основаній, а эти представленья проходили черезъ нихъ такими неуловимыми нервными нитями, что ихъ трудно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1