Ключевский В.О. Очерки и речи

нымъ отрицаніемъ и горькими осужденіемъ существующего исторически-сложившагося порядка. Въ этихъ новыхъ воз- зрѣніяхъ явственно выступали двѣ мысли: 1) о закономѣр- ности историческаго процесса и 2) о возможности построить, точнѣе — перестроить жизнь человѣчества по началами разума. Охотно усвояли себѣ эти мысли, но считали ихъ несовмѣ- стимыми и затруднялись ихъ примиреніемъ, потому что въ исторической закономѣрности видѣли нѣчто фаталистическое, слѣдовательно, неразумное, а вѣчныя начала разума не все- гда достаточно отличали отъ капризнаго прожектерства ра- зумниковъ. При болѣѳ углубленномъ обсужденіи предмета находили и внутреннее логическое согласіе между этими видимо непримиримыми тезисами. Неразумная историческая дѣйствительность, если ужъ рѣшено, что она неразумна, есть плодъ злоупотребленія историческими силами, происходящаго отъ непониманія ихъ свойствъ и законовъ ихъ дѣйствія, а, можетъ быть, и самая неразумность ея есть только наше недоразѵмѣніе, подобное тому, какъ не умѣя предостеречься отъ такъ-яазываемыхъ возмущеній въ физической природѣ, иногда съ досадой считаемъ ихъ отступленіями отъ физи- чески закономѣрнаго или провиденціально направляемаго порядка. Значить, неразумная дѣйствительность есть не бо- лѣе, какъ плодъ нашего собственнаго неразумія или недо- разумѣнія, а разумная перестройка ея будетъ только возста- новленіемъ либо нормальнаго закономѣрнаго дѣйствія исто- рическихъ силъ, либо иравильнаго пониманія дѣйствующаго историческаго порядка. Боимся взвести напраслину на современныхъ Болтину русскихъ мыслителей, утверждая, что они предвосхитили гегеліанское поииманіе разумности существующаго; но что живущіе люди своимъ неразуміемъ могутъ испортить суще- ствование себѣ и своимъ ближайшими потомками — это, по крайней мѣрѣ, у Болтина высказывается не разъ явственно и даже настойчиво. Эта мысль возможна только при ясномъ представленіи о нормальномъ и разумномъ ходѣ вещей, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1