Ключевский В.О. Очерки и речи

186 космополитическія тѳоріи и раціоналистическіе пріемы мы- шленія, помощію которыхъ составилось это представленіѳ, сведены были русскими мыслителями къ тому окончатель- ному итогу, что закономѣрное и разумное развитіе общества есть развитіѳ естественное, непринужденное, согласное съ условіями климата и почвы, слѣдовательно, самобытное, не подгоняемое и не искривляемое искусственно сторонними вліяніями. Такь, западно-европейская мысль дала нашимъ патріотамъ-мыслителямъ оружіе противъ излишествъ западно- европейскаго вліянія, а когда послѣднее пыталось встать за свою оспариваемую монополію, новые неучтивые толчки, по- лученные отъ разсерженныхъ завоевателей взбунтовавшеюся русскою мыслью, помогли ей продвинуться еще на шагъ впередъ въ своей мятежной діалектикѣ и захватить новые опорные пункты, сдѣлать дальнѣйшіе выводы изъ похищен- наго украдкой у западно-евронейской философіи тезиса. Въ этой самобытности и бѣда ваша, возражали обиженные учи- тели, потому что вы самобытны, какъ варвары, не причастные общей жизни просвѣщеннаго міра: для васъ самихъ и всего человѣчества было бы выгоднѣе, если бы вы въ меньшей мѣрѣ обладали этою доблестью. Это возраженіе вызвало со стороны атакуемыхъ особую тактику самообороны, цѣлое національно-оборонительное мышленіе, оставившее нѣкоторые слѣды въ тогдашней и послѣдующей литературѣ. Діалекти- ческая схема этой апологетики была довольно проста. За- ѣзжіе наблюдатели въ литературѣ и гостиныхъ, выписные гувернеры въ учебныхъ комнатахъ возражали: „все у васъ дурно, да ничего хорошаго въ Россіи и не бывало, и вы только обезьяны, способный перенимать". Имъ отвѣчали: „а у васъ во всемъ генерально хуже нашего, и мы больше люди, нежели вы". Такъ или почти такъ формулировалась сущность преній самими русскими полемистами. Въ наиболѣе наивной или запальчивой формѣ эта полемика оченъ похо- дила на дипломатическій обмѣнъ мыслей, бывающій между поссорившимися дѣтьми, когда одинъ маленькій забіяка уго-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1