Ключевский В.О. Очерки и речи

— 186 — ститъ другого нзвѣстнымъ словомъ, на которое, по словамъ Гоголя, такъ щедръ человѣкъ, а обиженный отвѣтитъ ему: „ты самъ такой же“. Въ этой перебранкѣ русскихъ апологетовъ скрывался не- сомнѣнный зародышъ сравнительно - историческаго метода. Они становились на любимую космополитическую точку зрѣ- нія своихъ противниковъ, замѣчали ихъ логическую непо- слѣдовательность и размышляли: насъ отлучаютъ отъ чело- вѣчества только за то, что мы не во всемъ похожи на запад- ныхъ европейцевъ, не отказывая въ званіи людей даже эски- мосамъ, которые ни на что не похожи; стало быть, не умѣютъ ни мыслить правильно, ни судить справедливо, „а если бы взяли на себя трудъ разсматривать вещи добросовѣстно и безпристрастно и сравнивать ихъ философскимъ взглядомъ съ тѣмъ, что мы видимъ въ остальномъ человѣческомъ родѣ, то увидѣли бы, что русскій народъ стоитъ приблизительно въ уровень съ остальными народами Европы". Послѣднія слова принадлежать автору Антидота, апологетическаго труда, направленнаго противъ соотечественника Леклерка и его товарища по ремеслу издѣлія напраслинъ на Россію. Этотъ безыменный авторъ (Екатерина II) вырабатывалъ свои историко-апологетическіе взгляды изъ одинаковаго матеріала съ патріотами болтинскаго кружка и даже при ихъ прямомъ содѣйствіи. Онъ упрекаетъ своего ученаго противника въ томъ, что, ненавидя народъ русскій, онъ не разсматриваетъ человѣка, какъ жителя вселенной, вездѣ одинаковаго, и чув- ствуется добрая капля яду въ словахъ автора, когда онъ говорить, что иностранцы, не прощая русскнмъ желанія оставаться самими собой, негодуютъ на то, что эти русскіе у себя дома смѣютъ казаться имъ иностранцами. Космопо- литическая точка зрѣнія помогла нашимъ мыслителямъ по- своему разбираться въ историческихъ явленіяхъ, столь тен- денціозно заяутываемыхъ. „Люди вездѣ люди, — писалъ Фонъ- Визинъ изъ-за границы, — прямо умный и достойный чело- вѣкъ вездѣ рѣдокъ “ . Значить, послѣдній — мѣстная рѣдкость,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1