Ключевский В.О. Очерки и речи

— 196 — мени, и заставляли его сличать явленія своего вѣка какъ съ этимъ дѣйствіемъ, такъ и съ этимъ развитіемъ. Въ ка- комъ видѣ долженъ быль представиться просвѣщенному чита- телю его вѣкъ при такомъ сопоставленіи? Подъ вліяніемъ мѣстныхъ физическихъ и историческихъ условій русскій на- родъ вышелъ довольно своеобразными и меяѣе похожими на другіе европейскіе народы, чѣмъ похожи они другъ на друга. Это естественно: „государства европейскія во многихъ чер- тахъ довольно сходны мелсду собою; знавши о половинѣ Европы, можно судить о другой, примѣняясь къ первой; но о Россіи судить такимъ образомъ не можно, поиеже она ни въ чемъ на нихъ не похожа", хотя переживала одинаковый съ ними затрудненія и положенія, имѣла сходный „поведенія идѣянія". Она нажила себѣ свои нравы и обычаи, „качества сердца и души", которыя, молсетъ быть, не лучше, хоть и не хуже чужихъ, но свои и на чужіе не похожи. Не всѣ эти обычаи и нравы одинаково добры; но они помогли на- роду устроить общежитіе, которое тоже, если не лучше, то и не хуже, чѣмъ у другихъ, а качество народныхъ нравовъ и обычаевъ опредѣляется ихъ способностью соединять людей и устроять общежитіе. Въ самобытныхъ нравахъ и обычаяхъ выражается и ими поддерживается духовная энергія народа, далее его физическая крѣпость, они сообщаютъ ему нрав- ственную физіономію. Но самобытность не обязываетъ къ неподвижности, и энергія не есть инерція. Условія жизни русскаго народа измѣнялись, новыя уничтожали или ослабляли дѣйствіе старыхъ; это и было причиною, „что нынѣшніе наши нравы со нравами нашихъ праотцевъ никакого сходства не имѣютъ". Не должно измѣнять насиліемъ „народный начала и образъ ихъ умствованія; удобнѣе законы сообразить нра- вамъ, нежели нравы законами; послѣдняго безъ насилія едѣ- лать не можно". Надобно очень хорошо знать сердце чело- вѣчесісое, чтобы при исправленіи нравовъ не сдѣлать лиш- няго, поражая пороки, не ослабить добродѣтелей. Словомъ, нравы должны не срѣзываться хирургически, какъ мозоли, а 13 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1