Ключевский В.О. Очерки и речи

— 204 — преемникомъ. Припомнимъ задушевный разсказъ въ зіситіи Преподобнаго Сергія о проѣздѣ св. Стефана Иермскаго мимо Сергіева монастыря, когда оба друга на разстояніи 10 слиш- комъ верстъ обмѣнялись братскими поклонами. Всѣ три св. музка, подвизаясь каждый на своемъ по- прищѣ, дѣлали одно общее дѣло, которое простиралось да- леко за предѣлы церковной зкизни и широко захватывало политическое полозісеніе всего народа. Это дѣло — укрѣпленіе Русскаго государства, надъ созиданіемъ котораго по-своему Т РУД ИЛИСЬ московскіе князья XIV в. Это дѣло было испол- неніемъ завѣта, даннаго русской церковной іерархіи вели- чайшимъ святителемъ древней Руси митрополитомъ Петромъ. Еще въ мрачное время татарскаго ига, когда ни откуда не проступалъ лучъ надежды, онъ, по преданно, пророчески благословилъ бѣдный тогда городокъ Москву, какъ будущую церковную и государственную столицу Русской земли. Духов- ными силами трехъ нашихъ св. музкей XIV в., воспрнняв- шихъ этотъ завѣтъ святителя, Русская земля и пришла по- работать надъ предвозвѣщенной судьбой этого города. Ни одинъ изъ нихъ не былъ кореннымъ москвичомъ. Но въ ихъ лицѣ сошлись для общаго дѣла три основныя части Русской земли: Алексій, сынъ черниговскаго боярина-переселенца, пред- ставлялъ старый кіевскій югъ, Стефанъ — новый финско-рус- скій сѣверъ, а Сергій, сынъ ростовскаго боярина-пересе- ленца, великорусскую средину. Они приложили къ дѣлу мо- гущественный духовныя силы. Это были образованнѣйшіе русскіе люди своего вѣка; о нихъ древніе зкизнеописатели замѣчаютъ, что одинъ „всю грамоту добрѣ умѣя“, другой „всяко писаніе ветхаго и новаго завѣта пройде", третійдазке „книги греческія извыче добрѣ“. Потому вѣдъ и удалось московскимъ князьямъ такъ успѣшно собрать въ своихъ ру- кахъ матеріалышя, политическія силы русскаго народа, что имъ дружно содѣйствовали добровольно соединившіяся духов- ныя его силы. Но въ общемъ дѣлѣ каждый изъ трехъ дѣятелей дѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1