Ключевский В.О. Очерки и речи

— 205 — лалъ свою особую часть. Они не составляли общаго длана дѣйствій, не распредѣляли между собой призваній и подви- говъ и не могли этого сдѣлать, потому что были люди раз- ныхъ иоколѣній. Они хотѣли работать надъ самими собой, дѣлать дѣло собственнаго душевнаго спасенія. Дѣятельность каждаго текла своимъ особымъ русломъ, но тема въ одну сторону съ двумя другими, направляемая таинственными историческими силами, въ видимой работѣ которыхъ вѣрую- щій умъ прозрѣваетъ міродержавную десницу Провидѣнія. Личный долгъ каждаго своимъ путемъ велъ всѣхъ троихъ къ одной общей цѣли. Происходя изъ родовитаго боярства, искони привыкшаго дѣлить съ князьями труды обороны и управленія страны, митрополитъ Алексій шелъ боевымъ по- литическимъ путемъ, былъ преемственно главнымъ совѣтни- комъ трехъ великихъ існязеи московскихъ, руководилъ ихъ боярской думой, ѣздилъ въ орду ублажать хановъ, отмали- вая ихъ отъ злыхъ замысловъ противъ Руси, воинствовали съ недругами Москвы всѣми средствами своего сана, каралъ церковными отлученіемъ русскихъ князей, непослушныхъ московскому государю, поддерживая его первенство, съ не- ослабной энергіей отстаивая значеніе Москвы, какъ един- ственнаго церковнаго средоточія всей политически разбитой Русской земли. Уроженецъ г. Устюга, въ краю котораго новгородская и ростовская колонизація, сливаясь и вовлекая въ свой потоки туземную Чудь, создавала изъ нея новую Русь, св. Стефани пошелъ съ христіанской проповѣдью въ Пермскую землю продолзкать это дѣло обрусенія и просвѣ- щенія заволжскихъ инородцевъ. Такъ церковная іерархія благословила своимъ починомъ двѣ народныя цѣли, дости- женіе которыхъ послузкило основаніемъ самостоятельнаго по- литическаго существованія нашего народа: это — сосредото- ченіе династически раздробленной государственной власти въ московскомъ княжескомъ домѣ и пріобщеніе восточно- европейскихъ и азіатскихъ инородцевъ къ Русской Церкви и народности посредствомъ христіанской проповѣди.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1