Ключевский В.О. Очерки и речи

— 206 — Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести инородцевъ въ ограду христіанской Церкви, для этого самому русскому обществу долж н о было стать въ уровень столь высокихъ задачъ, при- поднять и укрѣпить свои нравственныя силы, приниженныя вѣковымъ порабощѳніемъ и уныніемъ. Этому третьему дѣлу, нравственному воспитанно народа, и посвятилъ свою жизнь Преподобный Сергііг. То была внутренняя миссія, должен- ствовавшая служить подготовкой и обезпеченіемъ успѣховъ миссіи внѣшней, начатой пермсісимъ просвѣтителемъ; Пре- побный Сергій и вышелъ на свое дѣло значительно раньше св. Стефана. Разумѣется, онъ могъ примѣнять къ дѣлу сред- ства нравственной дисциплины, ему доступныя и понятныя тому вѣку, а въ числѣ такихъ средствъ самымъ сильными былъ живой примѣръ, наглядное осуществлѳніе нравствен- наго правила. Онъ начали съ самого себя и продолжитель- ными уединеніемъ, исполненными трудовъ и лишеній среди дремучаго лѣса, приготовился быть руководителемъ другихъ пустынножителей. Жизнеописатель, сами жившій въ брат- ствѣ, воспитанномъ Сергіемъ, живыми чертами описываетъ, какъ оно воспитывалось, съ какой постепенностью и лю- бовью къ человѣку, съ какими терпѣніѳмъ и знаніемъ души человѣческой. Мы всѣ читали и перечитывали эти страницы древняго житія, повѣствующія о томъ, какъ Сергій, начавъ править собиравшейся къ нему братіей, былъ для нея по- варомъ, пекаремъ, мельникомъ, дровоколомн, портными, плот- никомъ, какими угодно трудникомъ, служили ей, какъ рабъ куплепный, по выраженію житія, ни па одинъ часъ не скла- дывали руки для отдыха; какъ потоми, ставъ настоятелемъ обители и продолжая ту же черную хозяйственную работу, онъ принимали искавшихъ у него постриженія, не спускали глазъ съ каждаго новика, возводя его со степени на степень иноческаго искуса, указывали дѣло всякому по силами, ночыо, дозоромъ ходили мимо келлій, легкими стукомъ въ дверь или окно напоминали празднословившими, что у монаха

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1