Ключевский В.О. Очерки и речи

— 207 — есть лучшіе способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснѣть, „тихой и кроткой рѣчыо“ вызывали въ нихъ рас- каяніе безъ досады. Читая эти разсказы, видишь предъ со- бою практическую школу благоиравія, въ которой сверхъ религіозно-иноческаго воспитанія главными житейскими на- уками были умѣнье отдавать всего себя на общее дѣло, на- выки къ усиленному труду и привычка къ строгому порядку въ занятіяхъ, помыслахъ и чувствахъ. Наставники вели еже- дневную дробную терпѣливую работу надъ каждыми отдѣль- нымъ братомъ, надъ отдѣльиыми особенностями каждаго брата, приспособляя ихъ къ цѣлямъ всего братства. По по- слѣдующей самостоятельной дѣятельности учениковъ Нрепо- добнаго Сергія видно, что поди его воспитательными руко- водствомъ лица не обезличивались, личныя свойства не сти- рались, каждый оставался сами собой и, становясь на свое мѣсто, входили въ составь слояснаго и стройнаго цѣлаго, какъ въ мозаической иконѣ различные по величинѣ и цвѣту камешки укладываются поди рукой мастера въ гармониче- ское выразительное изображеніе. Наблюденіе и любовь къ людями дали умѣнье тихо и кротко настроивать душу чело- вѣка и извлекать изъ нея, какъ изъ хорошаго инструмента, лучшія ея чувства, — то умѣнье, передъ которыми не устоялъ самый упрямый русскій человѣкъ XIY вѣка, кн. Олеги Ива- новичи рязанскій, когда по просьбѣ великаго князя москов- скаго Димитрія Ивановича, какъ разсказываетъ лѣтописѳцъ, „старецъ чудный" отговорили „суровѣйшаго" рязанца отъ войны си Москвой, умиливъ его тихими и кроткими рѣчами и благоувѣтливыми глаголами. Таки воспиталось дружное братство, производившее по современными свидѣтельствамъ глубокое назидательное впе- чатлѣніе на мірянъ. Міръ приходили къ монастырю си пыт- ливыми взглядомъ, какими они привыкъ смотрѣть на мона- шество, и если его не встрѣчали здѣсь словами пріиди и виэюдь, то потому, что такой зазывъ были противень Сер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1