Ключевский В.О. Очерки и речи

— 208 — гіевой дисциплинѣ. Міръ емотрѣлъ на чинъ жизни въ мона- стырѣ Преподобнаго Сергія, и то, что онъ видѣлъ, быть и обстановка пустыннаго братства поучали его самымъ про- стымъ правиламъ, которыми крѣпко людское христіанское общежитіе. Въ монастырѣ все было бѣдно и скудно, или, какъ выразился разочарованно одинъ мужичокъ, пришѳдшій въ обитель Преподобнаго Сергія повидать прославленнаго величественнаго игумена, „все худостно, все нищетно, все сиротинско“; въ самой оградѣ монастыря первобытный лѣсъ шумѣлъ надъ кельями и осенью обсыпалъ ихъ кровли па- лыми листьями и иглами; вокругъ церкви торчали свѣжіе пни и валялись неубранные стволы срубленныхъ деревьевъ; въ деревянной церковкѣ за недостаткомъ свѣчъ пахло лучи- ной; въ обиходѣ братіи столько же недостатковъ, сколько за- плати на сермяжной ряскѣ игумена; чего ни хватись, всего нѣтъ, по выраженію жизнеописателя; случалось, вся братія по цѣлымъ днямъ сидѣла чуть не безъ куска хлѣба. Новсѣ дружны между собою и привѣтливы къ пришельцами, во всеми слѣды порядка и размышленія, каждый дѣлаетъ свое дѣло, каждый работаетъ съ молитвой и всѣ молятся послѣ работы; во всѣхъ чуялся скрытый огонь, который безъ искри и вспышекъ обнаруживался живительной теплотой, обдавав- шей всякаго, кто вступали въ эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Міръ видѣлъ все это и уходили ободренный и освѣженный, подобно тому, какъ мутная волна, прибивая ки прибрежной скалѣ, отлагаетъ отъ себя примѣсь, захвачен- ную въ неопрятномъ мѣстѣ, и бѣжить далѣе свѣтлой и ripo- зрачной струей. Надобно припомнить людей XIY вѣка, ихъ бытъ и обстановку, запаси ихъ умственныхъ и нравствен- ныхъ средствъ, чтобы понять впечатлѣніе этого зрѣлища на набожныхъ наблюдателей. Нами, страдающими избыткомъ нравственныхъ возбужденій и недостаткомъ нравственной воспріимчивости, трудно уже воспроизвести, слагавшееся изъ этихъ наблюденій настроеніе нравственной сосредоточенности и общественнаго братства, какое разносили по своими углами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1