Ключевский В.О. Очерки и речи

— 209 — изъ этой пустыни побывавшіе въ ней люди ХІУ в. Такихъ людей была капля въ морѣ православпаго русскаго населенія. Но вѣдъ и въ тѣсто немного нужно вещества, вызывающаго въ немъ яшвительное броженіе. Нравственное вліяніе дѣй- ствуетъ не механически, а органически. На это указалъ Самъ Христосъ, сказавъ: Царство Боэісіе подобно закваскѣ. Украдкой западая въ массы, это вліяніѳ вызывало броженіе и незамѣтно измѣняло направленіе умовъ, перестраивало весь нравственный строй души русскаго человѣка XIV' в. Отъ вѣковыхъ бѣдствій этотъ человѣкъ такъ оскудѣлъ нрав- ственно, что не могъ не замѣчать въ своей жизни недостатка этихъ первыхъ основъ христіанскаго общежитія, но еще не настолько очерствѣлъ отъ этой скудости, чтобы не чувство- вать потребнрсти въ нихъ. Пробужденіе этой потребности и было началомъ нрав- ственнаго, а потомъ и политическаго возрожденія Русскаго парода, Пятьдесятъ лѣтъ дѣлалъ свое тихое дѣло Преподоб- ный Сергій въ Радонежской пустынѣ; цѣлые иолвѣка при- ходившіе къ нему люди вмѣстѣ съ водой изъ его источника черпали въ его пустынѣ утѣшеніе и ободреніе и, воротясь въ свой кругъ, по каплямъ дѣлились имъ съ другими. Никто тогда не считалъ гостей пустынника и тѣхъ, кого они дѣ- лали причастниками приносимой ими благодатной росы, — никто не думалъ считать этого, какъ человѣкъ, пробуждаю- щейся съ ощущеніемъ здоровья, не думаетъ о своемъ пульсѣ. Но къ концу жизни Сергія едва ли вырывался изъ какой- либо православной груди на Руси скорбный вздохъ, кото- рый бы не облегчался молитвенными призывомъ имени св. старца. Этими каплями нравственнаго вліянія и вырощены были два факта, которые легли среди другихъ основъ на- шего государственнаго и общественнаго зданія и которые оба связаны съ именемъ Преподобнаго Сергія. Одинъ изъ этихъ фактовъ— великое событіе, совершившееся при жизни Сергія, а другой — цѣлый сложный и продолжительный исто- рическій процессъ, только начавшійся при его жизни. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1