Ключевский В.О. Очерки и речи

— 210 — Событіе состояло въ томъ, что народъ, привыкшій дро- жать при одномъ имени татарина, собрался наконецъ съ духомъ, всталъ на поработителей и не только нашѳлъ въ себѣ мужество встать, но и пошелъ искать татарскихъ пол- чищъ въ открытой степи и тамъ повалился на враговъ не- сокрушимой стѣной, похоронивъ ихъ подъ своими много- тысячными костями. Какъ могло это случиться? Откуда взя- лись, какъ воспитались люди, отважившіеся на такое дѣло, о которомъ боялись и подумать ихъ дѣды? Глазъ историче- скаго знанія уже не въ состояніи разглядѣть хода этой под- готовки великихъ борцовъ 13&0 года; знаемъ только, что Преподобный Сергій благословилъ на этотъ подвигъ глав- наго вождя русскаго ополченія, сказавъ: „иди на безбожни- ковъ смѣло, безъ колебанія, и побѣдишь" — и этотъ молодой вождь былъ человѣкъ поколѣнія, возмужавшаго на глазахъ Преподобнаго Сергія и вмѣстѣ съ княземъ Димитріемъ Дон- скимъ бившагося на Куликовомъ полѣ. Чувство нравственной бодрости, духовной крѣпости, ко- торое Преп. Сергій вдохнулъ въ русское общество, еще живѣе и полнѣе воспринималось русскимъ монашествомъ. Въ жизни русскихъ монастырей со времени Сергія начался замѣчательный переломъ: замѣтно оживилось стремленіе къ иночеству. Въ бѣдственный первый вѣкъ ига это стремленіе было очень слабо: въ сто лѣтъ 1240 — 1340 гг. возникло всего какихъ-нибудь десятка три новыхъ монастырей. Зато въ слѣ- дующее столѣтіе 1340 — 1440 гг., когда Русь начала отды- хать отъ внѣшнихъ бѣдствій и приходить въ себя, изъ ку- ликовскаго поколѣнія и его ближайшихъ нотомковъ вышли основатели до 150 новыхъ монастырей. Такимъ образомъ древнерусское монашество было точнымъ показателемъ нрав- ственнаго состоянія своего мірскаго общества: стремленіе покидать міръ усиливалось не оттого, что въ міру скопля- лись бѣдствія а по мѣрѣ того, какъ въ немъ возвышались нравственный силы. Это значить, что русское монашество было отреченіемъ отъ міра во имя идеаловъ, ему непосиль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1