Ключевский В.О. Очерки и речи

— 211 — ныхъ, а не отриданіемъ міра во имя начали, ему враждеб- ныхъ. Впрочемъ, историческіе факты здѣсъ говорятъ не бо- лѣе того, что подсказываетъ самая идея православнаго ино- чества. Эта связь русскаго монастыря съ міромъ обнаружи- лась и въ другомъ признакѣ перелома, въ перемѣнѣ самаго направленія монастырской жизни со времени ІІреп. Сергія. До половины XIY в. почти всѣ монастыри на Руси возни- кали въ городахъ или подъ ихъ стѣнами; съ этого времени рѣшительный численный перевѣсъ получаютъ монастыри, возникавшіе вдали отъ городовъ, въ лѣсной глухой пустынѣ, ждавшей топора и сохи. Такъ къ основной цѣли монашества, въ борьбѣ съ недостатками духовной природы человѣка, при- соединилась новая борьба съ неудобствами внѣшней при- роды; лучше сказать, эта вторая дѣль стала новымъ сред- ствомъ для достиженія первой:. Преподобный Сергій со своею обителью и своими учени- ками былъ образдомъ и начинателемъ въ этомъ оживленіи мо- настырской жизни, „начальникомъ и учителемъ всѣмъ мона- стыремъ, иже въ Руси“, какъ называетъ его лѣтописецъ. Колоніи Сергіевской обители, монастыри, основанные учени- ками ІІреподобнаго или учениками его учениковъ, считались десятками, составляли почти четвертую часть всего числа новыхъ монастырей во второмъ вѣкѣ татарскаго ига, и почти всѣ эти колоніи были пустынные монастыри подобно своей митрополіи. Но, убѣгая отъ соблазновъ міра, основатели этихъ монастырей служили его насущными нуждамъ. До по- ловины XIY в. масса русскаго населенія, сбитая врагами въ междурѣчьѳ Оки и верхней Волги, робко жалась здѣсь по немногими расчищенными среди лѣса и болотъ полосами удобной земли. Татары и Литва запирали выходи изи этого треугольника на западъ, югъ и юговостокн. Оставался от- крытыми путь на сѣверъ и сѣверовостокп за Волгу; но то были глухой непроходимый край, кой-гдѣ занятый дикарями финнами; русскому крестьянину си семьей и бѣдными по- житками страшно было пуститься въ эти бездорожныя дебри. 14 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1