Ключевский В.О. Очерки и речи

„Много было тогда некрещеныхъ людей за Волгой", т.-е. мало крещеныхп, говоритъ старая лѣтопись одного заволжскаго мо- настыря о времѳнахъ до Сергія. Монахъ-пустынникъ и пошелъ туда смѣлымъ развѣдчикомъ. Огромное большинство новыхъ мо- настырей съ половины ХІУ до конца XY в. возникло среди лѣ- совъ костромскаго, ярославскаго и вологодскаго заволясья: этотн волжско-двинскій водораздѣлъ сталъ сѣверной Ѳиваидой пра- вославнаго Востока. Старинные памятники исторіи Русской Церкви разсказываютъ, сколько силы духа проявлено было рус- скими монашествомъ въ этомъ мирномъ завоеваніи финскаго языческаго Заволясья для христианской Церкви и русской народ- ности. Многочисленные лѣсные монастыри становились здѣсь опорными пунктами крестьянской колонизаціи: монастырь сул- жилъ для переселенца-хлѣбопашца и хозяйственными руково- дителемъ, и ссудной кассой, и приходской церковью, и наконецъ пріютомъ поди старость. Вокругъ монастырей осѣдало бродячее населеніе, какъ корнями деревьевъ сцѣпляется зыбучая песча- ная почва. Ради спасенія души монахи бѣжали изп міра ви заволжскій лѣсп, а мірянини цѣплялся за него и си его по- мощью заводили ви этоми лѣсу новый русскій міри. Таки создавалась верхне-волжская Великороссія дружными уси- ліями монаха и крестьянина, воспитанныхп духоми, какой вдохнули ви русское общество Преподобный Сергій. Напутствуемые благословеніемп старца, шли борцы, одни на юги за Оку на татари, другіе на сѣверп за Волгу на борьбу си лѣсоми и болотоми. Время давно свѣяло эти дѣла си народной памяти, какп оно же глубоко заметало вѣковой пылью кости куликовскихи бойцовп. Но память святаго пустынножителя доселѣ парити ви народноми сознаніи, какн гроби си его нетлѣющими остан- ками невредимо стоити на поверхности земли. Чѣми дорога народу эта память, что она говорить ему, его уму и сердцу? Современными, засохшими ви абстракціяхи и схемахи, язы- коми трудно изобразить живыя, глубоко сокрытыя двиясенія вѣрующей народной души. Ви эту душу глубоко запало ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1