Ключевский В.О. Очерки и речи

Даровитый актеръ игралъ въ пьесѣ дѣйствующее лицо, которое по волѣ автора много дѣйствовало и говорило, но но винѣ того же автора не умѣло достаточно выяснить смыслъ своихъ словъ и дѣйствій, осталось лидомъ безъ фи- зіономіи. По окончаніи спектакля нріятель упрекнулъ ак- тера въ томъ, чтъ онъ, зритель, въ его игрѣ не узналъ его героя. — Да и нельзя было узнать, — отвѣчалъ актеръ,— потому что мой герой и не появлялся на сценѣ, а выходилъ я своею собственною, не загримированною персоной... Когда актеръ не нонимаетъ, кого играетъ, онъ ноневолѣ играетъ самого себя. Въ подобномъ затруднительном'!, положеніи могутъ очу- титься и педагоги извѣстной школы. Сами но себѣ они могутъ быть разными людьми, такими и этакими. Но всѣ они должны понимать идею своей школы и понимать ее одинаково, чтобы знать, кого они воспитываютъ, т.-е. кого вырабатываютъ изъ своихъ воспитаиниковъ соединенными усиліями. Соединенный усилія могутъ не быть дружными дѣйствіями, и тогда изъ нихъ не выйдетъ цѣльнаго и склад - наго дѣла. На сценѣ актеры играютъ каждый свою роль и каждый понимаетъ ее, разумѣется, по-своему, но всѣ они должны одинаково понимать пьесу, чтобы стройно сыграть ее. Воспитатели и учители должны знать, кого имъ нужно воспитать и выучить, знать не только тотъ педагогическій *) Публичная лекція, читанная 1 февраля 1893 г. въ пользу Мо- сковс.каго Комитета Грамотности. [Напечатано впервые въ Русской Мысли, 1893, III]. Два воспитанія*).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1