Ключевский В.О. Очерки и речи

— 217 — матѳріалъ, который сидитъ или бѣгаѳтъ иодъ ихъ руковод- ствомъ, но и тотъ умственный и нравственный идеалъ, къ которому они обязаны приближать эти ввѣренныя имъ малѳнькія живыя будущности, смотрящія на нихъ полными смутныхъ ожиданій глазами. Воспитатель, который не знаетъ, кого онъ долженъ воспитать, воспитываетъ только самого себя, т.-е продолжаетъ собственное воспитаніе. Такая пѳ- дагогія похожа на извѣстную дѣтскую игру, гдѣ у того, кто долженъ ловить всіхъ, завязаны глаза, и онъ, съ методоло- гическою растерянностью растопыривъ руки, самъ не знаетъ, кого поймаетъ, и, вѣроятнѣе всего, что не поймаетъ никого, потому что ловитъ только собственные призраки, т.-е. са- мого себя. Если наставникамъ неясна задача ихъ школы и одинъ не знаетъ, что дѣлаетъ другой, куда ведетъ свой классъ, — каждый будетъ выдѣлывать изъ своего класса то ate, что нѣкогда выдѣлывали изъ него самого на классной скамьѣ, и никто изъ нихъ не будетъ знать, что выходить изъ ихъ питомдевъ, такъ какъ, по всей вѣроятности, изъ нихъ ничего и не выходитъ, какъ не движется съ мѣста тѣло, влекомое въ разный стороны. Но то несомнѣнно, что этими разносторонними влеченіями воспитательная програм- ма будетъ разорвана на отдѣльные безсмысленные клочки, ибо въ программѣ, лишенной органической связи своихъ частей, столько ate смысла, сколько поэзіи въ разсыпан- номъ типографскомъ наборѣ лучшей пьесы Пушкина. Идея школы слагается изъ извѣстной цѣли, къ которой направляются всѣ образовательныя средства, знанія, навыки, правила, и изъ прилаженныхъ къ этой цѣли пріемовъ, ко- торыми эти средства проводятся въ воспитываемую средл . Каждый изъ наставниковъ-товарищей долженъ живо и цѣльно представить себѣ тотъ умственный и нравственный типъ, который схематически предначертанъ воспитательною программой и въ которомъ онъ призванъ осуществить ка- кую-нибудь маленькую подробность, и каждый долженъ постоянно держать въ воображеніи этотъ мысленный мане-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1