Ключевский В.О. Очерки и речи

— 218 — кенъ, чтобъ его частичное дѣло гармонировало съ такими же частичными дѣлами другихъ наставниковъ, и дружный усилія всего товарищества должны быть устремлены къ одной цѣли — сдѣлать каждаго воспитанника возможно точ- нымъ снимкомъ съ этого програмнаго образца. Да это — обезличеніе, а не воспитаніе, подумаютъ нѣко- торые; это не школа, а казарма; изъ такой школы мо- гутъ выходить нумера, а не люди, статистическія количе- ства, а не нравственный величины. Такое’ опасеніе иногда высказывается и какъ упрекъ тревожить нашихъ педагоговъ, но совершенно напрасно. Въ этомъ упрекѣ нѣтъ ничего для нихъ обиднаго. Во-первыхъ, боязнь школьнаго обезличенія учащагося юношества предполагаетъ въ учителяхъ достаточ- ную педагогическую силу, которою не слѣдуетъ злоупотреб- лять, но которую не грѣшно имѣть. Во-вторыхъ, забывается одно обстоятельство: въ школѣ дѣти не родятся, а только учатся и воспитываются. Они туда приходятъ откуда-то уже готовыми, хотя еще не зрѣлыми организмами, и опять куда-то уходятъ. То, откуда приходятъ дѣти въ школу и гдѣ они родятся, называется семьей. Мы довольно спокойно говоримъ о нашей семьѣ, сохра- няемъ то же спокойствіе, когда заходить рѣчь и о нашей школѣ. Но мы всегда нѣсколько волнуемся, когда въ на- шихъ бесѣдахъ встрѣчаются семья и школа. Мы чувствуѳмъ, что въ ихъ взаимныхъ отношеніяхъ у насъ есть какое-то нѳдоразумѣніе, стоить какой-то вопросъ, котораго мы не въ силахъ разрѣшить и даже не умѣемъ хорошенько поставить. Что, кажется, можетъ быть яснѣе и проще отношенія меж- ду семьей и школой? Сама природа провела разграничитель- ную черту между ними, раздѣлила работу человѣчества надъ самимъ собой между этими двумя величайшими питомниками человѣческаго ума и сердца. Оба эти учрежденія не могутъ замѣнить другъ друга, но могутъ помогать или вредить одно другому. У того и другого свое особое дѣло; но дѣла обоихъ такъ тѣсно связаны между собою, что одно учреж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1