Ключевский В.О. Очерки и речи

— 219 — деніе помогаетъ или вредитъ другому уже тѣмъ, что свое дѣло дѣлаетъ хорошо или худо. Все это какъ будто просто И понятно само по себѣ, и, однако, нерѣдко слышатся не- доумѣнія и споры какъ о сущности, такъ и о границахъ, о взаимномъ отношеніи педагогичесішхъ задачъ семьи и школы. Можно слышать такое разграничѳніе этихъ задачъ. сѳмьѣ принадлежитъ воспитаніе, школѣ— обучение. Я не говорю, вѣрно ли это; я спрошу только, ясно ли это? Вѣдь, мы столько же обучаемъ, воспитывая, сколько воспитываемъ, обучая. Образованіе составляется изъ воспитанія и ооуче- нія; но эти составные образовательные процессы легче раз- граничиваются въ психологическомъ анализѣ, чѣмъ въ не дагогической практикѣ. Учитель п воспитатель очень отчетливо и внятно говорятъ другъ съ другомъ о различш задачъ и пріемовъ своихъ профессій, и, однако, ихъ общш питомѳцъ нослѣ затруднится сказать, кто изъ нихъ его больше училъ или воспитывалъ. Въ чемъ дѣло? Очевидно, еще не всѣ стороны вопроса стали у насъ на вид) и эти недосмотры родятъ недоразумѣнія. Когда исчезаѳтъ изъ глазъ тропа, по которой мы шли, прежде всего мы оглядываемся назадъ, чтобы по налравле- нію пройдѳннаго угадать, куда идти дальше. Двигаясь ощупью въ потемкахъ, мы видимъ передъ собою полосу свѣта, падающую на нашъ дальнѣйшій путь отъ кого-то сзади насъ. Эта проводница наша— исторія съ ея свѣточемъ, съ уроками и опытами, которые она отбираетъ у убѣгающа- го отъ насъ прошедшаго. Въ исторіи нашего образованія были сдѣланы два поучительные опыта, въ которыхъ семья и школа были поставлены въ совершенно различныя и очень своеобразный отношенія другъ къ другу и отъ ко- торыхъ получились несходные результаты. Древняя Русь стремилась утвердить школу у домашняго очага и включить ея задачи въ число заботъ и обязанностей семьи, во вто- рой половинѣ XYIII в. предпринята была попытка оторвать школу отъ семьи, даже сдѣлать первую соперницею посдѣд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1