Ключевский В.О. Очерки и речи

220 — ней. Можеть быть, обѣ постановки дѣла и ихъ результаты помогутъ намъ разсмотрѣть во взаимномъ отношеніи этихъ учрежденій такія стороны, которыхъ мы не замѣчаемъ только потому, что недостаточно наблюдали ихъ въ дѣй- ствительности. Я намѣренъ сопоставить двѣ испытанныя у насъ си- стемы воспитанія съ цѣлью показать отношения, какія уста- навливались семьей и школой. При этомъ я имѣю въ виду только общеобразовательную школу, которую желательно чтобы проходили всѣ. Только такая школа, а не спеціальная ремесленная, можеть служить продолженіемъ начальнаго воспитанія, какое обязана давать всякая семья. Разумѣется, я могу говорить только объ общемъ идеальномъ планѣ такого дальнѣйшаго восиитанія, какъ его чертили устроители н руководители народнаго образованія въ древней и новой Руси, а не какъ ихъ предначертанія осуществлялись въ воспитательной нрактикѣ. Чтобы понять духъ и планъ древнерусскаго воспитанія, надобно на минуту отрѣшиться отъ того, какъ мы теперь понимаемъ содержите и цѣлн общаго образованія. По нашему привычному представление, общее образованіе слагается изъ нѣкоторыхъ научныхъ знаній и житейскихъ правилъ, — изъ знаній, подготовляю- щихъ умъ къ пониманію жизни и къ усвоенію избраннаго или доставшагося житейскаго занятія, ремесла, и изъ пра- вилъ, образующихъ сердце и волю, умѣнье жить съ людьми и дѣйствовать на всякомъ ноприщѣ. Знанія касаются не- объятнаго круга предметовъ, мірозданія, исторіи человѣче- ства, природы человѣческаго духа въ ея разнообразнѣйшихъ проявленіяхъ, въ пріемахъ и процѳссахъ мышленія, въ исчисленіи и измѣреніи количественныхъ величинъ и отно- шеній, въ строеніи человѣческой рѣчи и въ художествен- ныхъ произведеніяхъ человѣческаго слова. Не такъ много- образна образовательная работа, задаваемая сердцу и волѣ. Въ эстетическомъ чувствѣ еще нѣсколько возбуждается кри- тическое чутье. За то чувство нравственное и рѳлигіозное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1