Ключевский В.О. Очерки и речи

— 221 — находитъ себѣ готовое питаніе только развѣ въ урокахъ закона Божія, притомъ разобщенныхъ съ другими предме тами, преподаватели которыхъ опасаются касаться этого отдѣла образовательной программы, такъ что питательный матеріалъ, какой могутъдать другіе предметы для удовлетворе- нія потребностей едва пробудившегося сердца и неокрѣп- шей воли, воспитанники долженъ добывать и обрабатывать сами, своими собственными неумѣлыми усиліями. Въ древнерусскомъ воспитаніи все это было поставлено значительно иначе. Главное вниманіе педагогіи обращено было въ дртгую сторону, на житѳйскія правила, а не на научный зпанія. Кодексъ свѣдѣній, чувствъ и навыковъ, какіе считались необходимыми для усвоенія этихъ правили, составляли науку о „христіанскомъ жительствѣ , о томи, какъ подобаетъ жить христіанамъ. Этотъ кодексъ состояли изн трехъ науки или строеній: то были строеніе душевное- тченіе о долгѣ душевномъ или дѣло спасенія души, строеніе мірское — наука о гражданскоми общежитіи, и строеше домое- пое — наука о хозяйственное домоводствѣ. Усвоение этихъ трехъ дисциплинъ и составляло задачу общаго образованы въ древней Руси. Школой душевнаго спасенія для мірянъ была приходская церковь съ ея священникомъ, духовными отцомъ своихъ прихожанъ. Его преподавательски средства богослуженіе, исповѣдь, поученіе, примѣръ собственной жизни. Въ составъ его курса входили три части: богосло- ве — како вѣровати, политика како царя чтити, нраво ученіе — како чтити духовный чипъ и ученія его слушати, аки отъ Боэісгихъ устъ. Эта школа была своего рода учи- тельскою семинаріей. Ученіе, преподаваемое приходскими священникомъ, разносилось по домами старшими егс .духов- ными дѣтьми, домовладыками, отцами семеиствъ. Они не только дѣлалъ дѣло ихъ собственнаго душевнаго спасены, но и учили, какъ они, помогая ему, должны подготовлять къ этому и своихъ домашнихъ. Хозяинъ дома, отецъ семей- ства, были настоящий народный учитель въ древней Руси,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1