Ключевский В.О. Очерки и речи

— 222 — потому что семья была тогда народною школой или, точнѣе, народная школа заключалась въ семьѣ. Это было не про- стое естественное семейство, довольно сложный юридическій союзъ, чрезвычайно туго стянутый дружными вѣковыми усиліями церкви и государства. Домовладыка считали въ составѣ своей семьи, своего дома, не только свою жену и дѣтей, но и домочадцевъ, т.-е. жившихъ въ его домѣ млад- шихъ родственниковъ и слугъ, зависимыхъ отъ пего людей, съ семействами тѣхъ и другихъ. Это было его домашнее царство, за которое онъ несъ закономъ установленную от- вѣтственность предъ общественною властью: здѣсь онъ былъ не только мужъ и отецъ, но и прямо назывался государемъ. Этотъ домовый государь и былъ домашними учителемъ, его домъ былъ его школой. Въ древнерусскихъ духовныхъ поуче- иіяхъ очень выразительно опредѣлено его педагогическое назначеніе. Онъ обязанъ былъ беречь чистоту тѣлесную и душевную домашнихъ своихъ, во всеми быть ихъ стра- жемъ, заботиться о пихъ, какъ о частяхъ своего духовнаго существа, потому что связанъ со всѣми ними одною вѣрой и долженъ вести къ Богу не себя одного, но многихъ. Трудъ воспитанія дома онъ дѣлилъ съ женой, своею непре- мѣнною совѣтницей и сотрудницей. Въ древнерусскихъ взглядахъ на жену молено найти очень тонкія черты, изо- браяеающія ея значеніе для мужа и дома. Она также госу- дарыня для дома, только при муяеѣ неотвѣтственная передъ общественною властью. Муяеъ распоряжается въ домѣ, жена держитъ порядокъ. Онъ тратитъ, чтобы пріобрѣсти; она пріобрѣтаетъ, сберегая, чего молено не тратить. Онъ рабо- таетъ весь день среди чуяеихъ людей, чтобы отдохнуть дома; она хлопочетъ, задавая и наблюдая работу своихъ домашнихъ, и не угасаетъ свѣтилъникъ ея всю ночь. Онъ кормитъ домъ; она одѣваетъ его. Они создаетъ себѣ доста- токъ, вырабатывая необходимое для дома; она удѣляетъ бѣдному избытокъ, не расходуя лишняго. Мулсъ такъ ве- детъ дѣла въ обществѣ, чтобы была спокойна семья; яеена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1