Ключевский В.О. Очерки и речи

— 223 — такъ ведетъ домъ, чтобы мужъ внѣ дома былъ спокоенъ за семью. Онъ направляетъ умъ жены, даетъ ей домашнюю указку; она настраиваетъ сердце мужа, внушаетъ ему об- щественный тактъ, и, находясь въ сонмищѣ, сидя среди знакомыхъ, онъ знаетъ, что говорить, понимаетъ, что дѣ- лать, помня свою поджидающую его домосѣдку. Дома мужъ — глава и государь своей жены; на людяхъ жена вѣнцомъ блеститъ на головѣ своего государя. Вы видите, древнерус- ская мысль не боялась и не скучала думать о женщинѣ и далее расположена была идеализировать образъ доброй жены. Кто знаетъ, можетъ быть, древнерусская женщина была такъ устроена психологически, что когда ей показы- вали идеалъ и говорили, что это ея портретъ, въ ней рож- далось желаніе стать его оригиналомъ и отыскивалось умѣнье быть его хорошею копіен. Такова была идеальная нравственная атмосфера, которою дышали и въ которой воспитывались дѣти по древнерус- скому педагогическому плану. Объемъ воспитанія въ этой семейной школѣ ограничивался предметами вѣдѣнія и на- зиданія, какіе могли умѣститься въ стѣнахъ дома, быть наблюдаемы и усвояемы въ домашнемъ кругу. Весь міръ Божій въ этой школѣ сводился подъ домашній кровъ, и домъ становился малымъ образомъ вселенной: можетъ быть, по- этому на потолкѣ древнерусскаго зажнточнаго дома иногда и рисовали небесныя свѣтила, планетную систему, круги и бѣги небесные, какъ говорили древнерусскіе астрономы. Домохозяинъ обучалъ жену, дѣтей и домочадцевъ закону Божію и благонравію, или „божеству и вѣжеству и всякому благочинію", какъ тогда выражали составныя части этого курса примѣнительно къ тремъ общеобразовательнымъ строеніямъ. Прежде всего, онъ, какъ педагогическін помощ- иикъ священника, долженъ былъ преподать своему дому начатки того строенія душевнаго, которое онъ самъ усвоялъ у своего руководителя, пополняя подъ его руководствомъ уроки, полученные еще до женитьоы въ родительскомъ домѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1