Ключевский В.О. Очерки и речи

224 — Затѣмъ слѣдовало мірское строеніе, „какъ жити православ- ф нымъ христіаномъ въ міру съ женами и съ дѣтьми и съ домочадцами и ихъ учити“. Доселѣ хозяинъ велъ дѣло воспитанія съ женой, своею старшею ученицей и сотрудни- цей. Далѣе въ домовномъ строеніи ихъ педагогическій трудъ раздѣлялся какъ бы на параллельный отдѣленія: когда дѣти подростали, родители обучали ихъ „промыслу и рукодѣлію", отецъ — сыновей, мать — дочерей, каковъ кому далъ Богъ смыслъ, „нросугъ". Выборъ и порядокъ изученія этихъ рукодѣлій или ремеслъ соображались съ возрастомъ и съ пониманіемъ дѣтей, какъ и съ общественнымъ поло- женіемъ родителей. Отцовское и дѣдовское преданіе и строгая раздѣльность общественныхъ состояній служили здѣсь руководящими началами. Въ наше время можетъ не понравиться такое подчнненіѳ судьбы подростающихъ по- колѣній инерціи мысли отцовъ и застоявшемуся консерва- тизму ихъ общественнаго поведенія. Для объясненія и смягченія ихъ вины надобно припомнить, что въ древней Руси при отсутствіи публичнаго техническаго образованія отецъ поневолѣ обучалъ сына только тому, что самъ умѣлъ, или долженъ былъ отдавать сына другому мастеру, писать ученическую запись, нотаріальный контракта о выучкѣ, который ставилъ его сына въ положеніе близкое къ холопу, дворовому человѣку, между прочимъ, предоставлялъ масте- ру — учителю право своего ученика „ смирять, по винѣ смотря". Зная только быта п нравы нынѣшнихъ мастер- скихъ, можно живо почувствовать печальный смыслъ этихъ юридически-осторожныхъ словъ смирять , по винѣ смотря. Можетъ быть древнерусскій отецъ, по-своему сложно пони- мая житейскія пользы сына, и готовь былъ на такое тяже- лое условіе, но противъ него должно было мятежно возста- вать простое материнское чувство, непривычное къ сложными комбинаціямъ и житейскими софизмами, но умѣвшее гово- рить, когда приходилось на много лѣтъ бросать родного ребенка въ чужой домъ, на производи чужой воли. Все это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1